Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Киселева Г.В.,
судей Луневой С.П., Шурловой Л.А.,
при секретаре Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФСИН России по Ставропольскому краю
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 06 апреля 2017 года
по гражданскому делу по иску Прозорова О.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по "адрес" о признании решения незаконным,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
Прозорова О.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к ФСИН России, УФСИН России по СК, изменив требования в порядке ст.39 ГПК РФ, указала, что в 2016 году Прозорова О.В. обратилась к ответчику ФСИН. России с заявлением о получении единовременной социальной выплаты в соответствии с ФЗ от 30.12.2012 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесение изменений в некоторые законодательные акты РФ".
Заявление Прозоровой О.В. рассмотрено и в соответствии с решением ФСИН России от 18.10.2016, выписка из протокола N 82 отказано в удовлетворении требования. Отказ мотивирован тем, что протоколом N 30 от 04.05.2016 в учетное дело Прозоровой О.В. были внесены изменения в связи со сменой адреса постоянной регистрации на "адрес".
Согласно рапорту и представленным документам указанное помещение принадлежит на праве собственности невестке заявителя О.
Согласно п.п. б п. 15 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (улучшение жилищных условий), а так же в связи с обеспеченностью площадью более 15 кв.м. истец Прозорова О.В. исключена из очереди на получение единовременной социальной выплаты.
Считает данное решение незаконным и необоснованным, нарушающим ее права. Согласно сведениям, изложенным в трудовой книжке гражданки Прозоровой О.В., служба в органах уголовно-исполнительной системы России включает в себя период с 15.08.2002 по 24.02.2014.
В 2013 году в период прохождения службы Прозорова О.В. обратилась в комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю с заявлением о принятии ее на учет, с целью получения как сотрудник уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением УФСИН России по Ставропольскому краю от 26.12.2013 ей было сообщено, что ее заявление перенаправлено в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке Прозоровой О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В соответствии с решением комиссии ФСИН России от 20.08.2015 Прозорова О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 1 человек в соответствии со ст. 4 п. 3 ФЗ N 283-ФЗ.
В жилое помещение по адресу: "адрес" она никогда не вселялась, как член семьи собственника и таковой не признавалась, считает, что регистрация по указанному адресу правового значения для признания ее обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. не имеет, поскольку регистрация по месту жительства является административным актом, свидетельствующем о месте проживания, но не о правах на жилое помещение.
Просит признать решение комиссии ФСИН России N30 от 04.05.2016 о внесении изменений в учетное дело с последующим исключением Прозоровой О.В. с очереди на получение единовременной социальной выплаты незаконным.
Обязать ФСИН России, УФСИН России по СК поставить Прозорову О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 06 апреля 2017 года исковые требования удовлетворены частично. Признано решение комиссии ФСИН России N 30 от 04.05.2016 о внесении изменений в учетное дело с последующим исключением Прозорова О.В. с очереди на получение единовременной социальной выплаты незаконным. Судом возложена обязанность на ФСИН России поставить Прозорова О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В удовлетворении требования Прозорова О.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ставропольскому краю об обязании поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России по доверенности Мирошниченко Н.С. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указывая, что Прозоровой О.В. произведена смена постоянной регистрации: "адрес".
Прозорова О.В. снята с регистрационного учета на получение единовременной социальной выплаты на основании пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. метров.
В исковом заявлении Прозорова О.В. предъявляет требования о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, только к комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю, а не к ФСИН России.
Полагает, что суд при принятии решения нарушил норму процессуального права и выходит за пределы заявленных требований.
К ФСИН России истцом предъявлено требование о признании решения Комиссии ФСИН России N 30 от 04.05.2016 о внесении изменений в учетное дело с последующим исключением Прозоровой О.В. с очереди на получение единовременной социальной выплаты, что так же не является правильным, поскольку Прозорову О.В. комиссия ФСИН России исключила из учета на получение ЕСВ в протоколе N 82 от 18.10.2016. В протоколе N 30 от 04.05.2016 Прозорова О.В. была поставлена на учет на получение ЕСВ.
Кроме того, согласно финансового лицевого счета 1040 по состоянию на 01.02.2016 следует, что О., являющаяся собственником жилого помещения по адресу: "адрес" является невесткой по отношению к Прозоровой О.В.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, определяются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Согласно упомянутых Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника с приложением указанных в данном пункте документов.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с указанным Законом членами семьи сотрудника считаются: супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2013 году в период прохождения службы истец Прозорова О.В. обратилась в комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю с заявлением о принятии ее на учет, с целью получения как сотрудник уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением УФСИН России по Ставропольскому краю от 26.12.2013, ей было сообщено, что ее заявление было перенаправлено в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке Прозоровой О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Как следует из материалов учетного дела Прозоровой О.В., на момент принятия решения о постановке на учет 20.08.2015 была зарегистрирована и проживала в служебном жилом помещении по договору найма по адресу:
"адрес".
Решением Железноводского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГПрозорова О.В. признана прекратившей право пользования служебным жилым помещением.
В соответствии с решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, а также протоколом N, Прозорова О.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 1 человек, в соответствии со ст. 4 п. 3 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесение изменений в некоторые законодательные акты РФ".
ДД.ММ.ГГГГПрозорова О.В. обратилась к директору ФСИН России с рапортом о внесении изменения в ее учетные данные для получения единовременной социальной выплаты, а именно учесть новый адрес проживания: "адрес".
Протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ в учетное дело Прозорова О.В. внесены изменения в части изменения места регистрации.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции установив, что протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ в учетное дело Прозорова О.В. были внесены изменения в связи со сменой адреса постоянной регистрации, поскольку согласно рапорту и представленным документам указанное помещение принадлежит на праве собственности невестке заявителя О., пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами, поскольку указанным протоколом только лишь внесены изменения в части изменения места регистрации, при этом в нем указано, что жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью 59,6 кв.м. принадлежит на праве собственности О. - родственная связь не установлена.
А уже протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что указанное выше жилое помещение принадлежит на праве собственности невестке заявителя О., в связи с чем комиссия ФСИН России постановилавнести изменения в учетное дело Прозорова О.В. и снять с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.п. "б" п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN (улучшение жилищных условий), а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Данное решение Прозоровой О.В. обжаловано не было.
При таких обстоятельствах, решения суда в части удовлетворения исковых требований признать законным нельзя, в связи с чем оно подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в иске.
Поскольку иные обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, в остальной части решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 06 апреля 2017 года в части удовлетворения требований Прозорова О.В. к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ставропольскому краю о признании решения комиссии ФСИН России N от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в учетное дело с последующим исключением Прозорова О.В. с очереди на получение единовременной социальной выплаты незаконным и возложении обязанности на ФСИН России поставить Прозорова О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отменить, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В остальной части решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 06 апреля 2017 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.