Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 июля 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Брянского В.Ю., Болотовой Л.А.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края на решение Курского районного суда Ставропольского края от 10 октября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Арутюновой Светланы Захаровны к администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в виде установки устройства индивидуального отопления жилого помещения и понуждении выдать разрешение на вышеназванное переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Курский район, станица Курская, переулок Школьный, 27, кв. 12.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арутюнова С.З. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в виде установки устройства индивидуального отопления жилого помещения и понуждении выдать разрешение на вышеназванное переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Курский район, станица Курская, переулок ...
В обоснование административного иска административный истец указал, что является собственником квартиры N ... , расположенной по адресу: Ставропольский край, Курский район, станица Курская, переулок ...
18 апреля 2016 года Арутюнова С.З. обратилась в администрацию муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края с заявлением о переустройстве системы отопления с централизованной на автономную, представив необходимый пакет документов.
04 мая 2016 года в удовлетворении заявления отказано. В обосновании отказа указано на пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и схему теплоснабжения муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края, утвержденную постановлением администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края от 07 мая 2014 года N 113.
С данным решением Арутюнова С.З. не согласна, поскольку решение органа местного самоуправления не соответствует требованиям части 2 статьи 27 ЖК РФ, не содержит основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 27 ЖК РФ. Проект отопления разработан в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция, кондиционирование", СНиП 3.01.05-85 "Газоснабжение". Реконструкция системы отопления не окажет отрицательного влияния на систему централизованного отопления всего жилого дома в целом. Остающихся трубопроводов, проложенных в указанной квартире при реконструкции системы отопления, не будет, поскольку в выше расположенной квартире произведено переустройство системы отопления под автономное отопление, производить теплоизоляцию трубопровода нет необходимости.
Административный истец просил суд: признать незаконным решение администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края от 04 мая 2016 года об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в виде установки устройства индивидуального отопления жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Курский район, станица Курская, переулок ... ;
обязать администрацию муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края выдать разрешение на вышеназванное переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Курский район, станица Курская, переулок ...
Решением Курского районного суда Ставропольского края от 10 октября 2016 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района об отказе в согласовании переустройства жилого помещения от 04 мая 2016 года.
На администрацию муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края возложена обязанность принять новое решение о переустройстве жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Арутюновой С.З.
В выдаче Арутюновой С.З. разрешение на вышеназванное переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Курский район, станица Курская, переулок ... , отказано.
С администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края в пользу федерального бюджета взысканы расходы по проведению экспертизы в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, глава муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Указывает, что судом не принят во внимание пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 44 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", схема теплоснабжения муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края, утвержденная постановлением администрации от 07 мая 2014 года N 113, в соответствии с которыми не предусмотрено переустройство системы отопления жилого дома с централизованной на автономную. Именно схема теплоснабжения муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края, утвержденная постановлением администрации от 07 мая 2014 года N 113, является одним из основополагающих документов, который не предусматривает именно для данного домовладения подключение автономных систем, поскольку приведет к нарушению безопасности.
В решение суда необоснованно указывается на содержание в отказе обязательной ссылки на часть 1 статьи 26 ЖК РФ. Также в отказе администрация не обязана по вопросу выдачи разрешения на переустройство жилого помещения отражать - отвечает ли источник теплоснабжения требованиям, предусмотренным проектом газоснабжения в пункте 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307 в редакции от 14 ноября 2014 года N1201 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений".
Необходимо отметить, что экспертиза назначена не по инициативе административного ответчика и возложение оплаты за ее проведение на администрацию необоснованно, также при оглашении решения не указывалось о взыскании с администрации указанной суммы расходов по оплате на проведение экспертизы.
В резолютивной части решения суд не уточнил, какое именно новое решение о переустройстве жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Арутюновой С.З., необходимо принять администрации.
Считает, что решение необоснованно, мотивировочная часть не аргументирована.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Арутюнова С.З., представитель администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения предоставляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченным наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены статьей 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, и может быть обжаловано в судебном порядке.
В силу части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Вместе с тем, положения статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 14, статей 26 - 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
В соответствии с пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307 в редакции от 14 ноября 2014 года N1201 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определённых схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Арутюновой С.З. на праве собственности принадлежит трёхкомнатная квартира жилого дома литер "А", расположенная по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Курский район, станица Курская, переулок Школьный, дом 27, квартира 12, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права.
В целях благоустройства в указанной квартире произведена перепланировка, а именно переустройство системы отопления жилой квартиры с централизованной на автономную. Проведенные работы по перепланировке выполнены без получения на это соответствующих разрешений.
Согласно проекту переустройства "Устройство автономного отопления" по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Курский район, станица Курская, переулок ... , выполненного индивидуальным предпринимателем К.Б.С. реконструкция системы отопления квартиры N ... шестнадцати квартирного жилого дома, расположенного по переулку ... в станице Курской, не окажет отрицательного влияния на систему централизованного отопления всего жилого дома в целом. Остающихся трубопроводов, проложенных в квартире N ... , при реконструкции системы отопления не будет, поскольку в указанной квартире произведено переустройство системы отопления под автономное. Необходимость в теплоизоляции трубопроводов отсутствует по причине их отсутствия. Инженерное оборудование объекта: газ-, водо-, электроснабжение - остается без изменений.
Арутюнова С.З. обратилась в администрацию муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края с заявлением (входящий номер 114 от 18 апреля 2016 года) о переустройстве жилого помещения с установкой индивидуальной системы отопления, предоставив документы, предусмотренные статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края согласно результатам проведенного голосования отказано в переустройстве системы отопления с централизованной на автономную жилой квартиры N ... , расположенной по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Курский район, станица Курская, переулок ... В обоснование отказа указано на пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ в редакции от 01 мая 2016 года N 132-Ф3 "О теплоснабжении"; схему теплоснабжения муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края, утверждённую постановлением администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края от 07 мая 2014 года N 113.
Согласно заключению эксперта N 65П/16 от 23 августа 2016 года техническая возможность устройства индивидуальной системы отопления в жилой квартире N ... , расположенной по адресу: станица Курская, переулок ... , имеется, установка индивидуальной системы отопления в квартире N ... права и законные интересы жильцов многоквартирного дома не нарушит, действующий дымоход многоквартирного дома в случае установки индивидуальной системы теплоснабжения в квартире ... будет справляться с уменьшенной нагрузкой, планируемая установка индивидуальной системы теплоснабжения на безопасность централизованной системы теплоснабжения в квартирах многоквартирного жилого дома не повлияет и угрозу жизни и здоровью граждан не создает.
Однако, в утвержденной постановлением администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края от 07 мая 2014 года N 113 схеме теплоснабжения муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края не предусмотрена возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Именно для данного домовладения подключение автономных систем приведет к нарушению безопасности.
Проанализировав указанные выше нормы права, дав оценку представленным доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по административному делу новое решение.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курского районного суда Ставропольского края от 10 октября 2016 года отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Арутюновой Светланы Захаровны к администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в виде установки устройства индивидуального отопления жилого помещения и понуждении выдать разрешение на вышеназванное переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Курский район, станица Курская, переулок ...
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.