Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 23 июня 2017 г. по делу N 33а-149/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Иванчикова Д.А..,
судей: Клубкова Ю.В.,
Сироты Д.А.,
при секретаре Павлиновой Е.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - начальника отдела (реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник отдела жилищного органа) Чаловской Е.В. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2017 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N прапорщика Яковлюка Ю.А. об оспаривании действий начальника отдела жилищного органа, связанных с отказом включить его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Сироты Д.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, Приволжский окружной военный суд
установил:
в соответствии с решением начальника отдела жилищного органа от 19 декабря 2016 г. N N оформленным в форме письма, в удовлетворении рапорта Яковлюка от 16 мая 2016 г. о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих отказано.
Посчитав свои права нарушенными, Яковлюк обратился в Казанский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение начальника отдела жилищного органа, обязать названное должностное лицо отменить это решение и включить его в реестр участников накопительно-ипотечной системы, а также взыскать с жилищного органа в его пользу понесенные им по делу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Решением Казанского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд признал оспариваемое решение начальника отдела жилищного органа незаконным, обязал упомянутое должностное лицо отменить данное решение и установленным порядком принять решение по рапорту Яковлюка о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы, а также взыскал с жилищного органа в пользу административного истца понесенные им по делу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины. В удовлетворении остальных заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика начальника отдела жилищного органа Чаловская просит оспариваемое судебное решение отменить ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Яковлюка в полном объеме.
В обоснование жалобы представитель административного ответчика, анализируя правовые нормы, регулирующие порядок включения военнослужащих в реестр участников накопительно-ипотечной системы, и давая им собственную оценку, утверждает, что выводы гарнизонного военного суда о наличии у Яковлюка права на обеспечение жилым помещением путем участия в накопительно-ипотечной системе являются ошибочными, поскольку административный истец, заключив первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., не имел на указанную дату воинского звания В связи с этим, по мнению Чаловской, право на включение в реестр у административного истца отсутствует.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом Яковлюком и его представителем Батовым поданы возражения о необоснованности ее доводов и законности оспариваемого судебного решения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать каждому условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и 3 ст. 40).
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
К участникам накопительно-ипотечной системы в силу подп. 3 ч. 1 и подп. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет три года начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 г. составляет не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Судом достоверно установлено и материалами дела подтверждается, что 24 сентября 2003 г. Яковлюк заключил первый контракт о прохождении военной службы (л.д. 36), 18 мая 2007 г. ему присвоено воинское звание (л.д. 32), 16 мая 2016 г. он по команде обратился к командиру войсковую часть N с рапортом о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы, который в этот же день с необходимыми документами направлен в жилищный орган для рассмотрения по существу (л.д. 29-38). Данные обстоятельства административными ответчиками начальниками Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и отдела указанного жилищного органа не оспариваются.
Из содержания решения начальника отдела жилищного органа от 19 декабря 2016 г. N N следует, что в удовлетворении вышеуказанного рапорта Яковлюка отказано по причине того, что он не соответствует требованиям, предъявляемым подп. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", так как первый контракт о прохождении военной службы им был заключен до 1 января 2005 г. в воинском звании старшего сержанта, второй контракт он заключил в сентябре 2006 г., а воинское звание прапорщика ему присвоено в мае 2007 г., то есть после 1 января 2005 г.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, согласно вышеперечисленным правовым нормам, прапорщик Яковлюк как военнослужащий, заключивший первый контракт 24 сентября 2003 г., общая продолжительность военной службы по контракту которого на 1 января 2005 г. составляла менее трех лет, а с 1 января 2005 г. - более трех лет, изъявивший 16 мая 2016 г. в письменной форме желание о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, имеет право на обеспечение жильем путем участия в этой системе.
Принимая во внимание изложенное, окружной военный суд считает, что вывод гарнизонного военного суда о незаконности оспариваемого решения начальника отдела жилищного органа является правильным, поскольку оно вынесено без учета приведенных выше обстоятельств и действующих норм закона, о которых должностному лицу было известно до принятия им спорного решения. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно на основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации частично удовлетворил заявленные требования административного истца, обязав начальника отдела жилищного органа в соответствии с установленным законом порядке принять решение по рапорту Яковлюка, в котором он просит включить его в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит оспариваемое решение Казанского гарнизонного военного суда законным, обоснованным и достаточно мотивированным. Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права ошибочны. Обжалуемое судебное решение принято судом в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, нарушений норм процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Казанского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2017 г. по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N Яковлюка Ю.А, об оспаривании действий начальника отдела (реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом включить его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Чаловской Е.В. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Д.А. Сирота
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.