Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В., Белоногого А.В.
при секретаре Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 мая 2017 года административное дело N2а-2931/2017 по апелляционной жалобе Муниципального совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевский на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2017 года по административному исковому заявлению Санкт-Петербургской избирательной комиссии к Муниципальному совету муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевский о признании решения незаконным,
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного истца Зацепа О.О., действующего на основании доверенности от 10 января 2017 года сроком по 31 декабря 2017 года; представителя административного ответчика Довгий Р.П., действующего на основании доверенности от 2 марта 2017 года сроком на 1 год, представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии N22 Санкт-Петербурга председателя Ткаченко О.В., заслушав заключение прокурора Мазиной О.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Санкт-Петербургская избирательная комиссия обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Муниципальному совету муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевский (далее муниципальный совет МО МО Сампсониевский), в котором просила признать незаконным и отменить решение от 29 ноября 2016 года N1-21 "О формировании избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское.
В обоснование заявленных требований Санкт-Петербургская избирательная комиссия указала, что 29 ноября 2016 года муниципальный совет МО МО Сампсониевское принял решение N1-21 "О формировании избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Сампсониевский", которое не соответствует Закону Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу Муниципального образования муниципального округа Сампсониевский, Закону Санкт-Петербурга "Об обязательном экземпляре документов Санкт-Петербурга" и нарушает права и законные интересы административного истца, так как формирование избирательной комиссии муниципального образования (далее ИКМО) осуществляется соответствующим муниципальным советом, который назначает половину от общего числа членов ИКМО на основе поступивших предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии, для чего муниципальный совет не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий ИКМО публикует в средствах массовой информации сообщение о сроке и порядке внесения предложений по кандидатурам в состав ИКМО. При принятии оспариваемого решения административным ответчиком указанное положение было нарушено и избирательная комиссия сформирована без учета предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2017 года признано незаконным и отменено решение муниципального совета МО МО Сампсониевское от 29 ноября 2016 года N1-21 "О формировании избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское".
В апелляционной жалобе административный ответчик муниципальный совет МО МО Сампсониевское просит решение отменить и в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права; организация опубликования сообщения о приеме предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии была осуществлена надлежащим образом на официальном сайте в сети "Интернет" МО МО Сампсониевское и в газете "Сампсониевский вестник" выпуск N9 (54) от 21 октября 2016 года, распространение которой было осуществлено в виде разноски и расклейки на информационных щитах на территории муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское, а также экземпляры газеты были переданы в Централизованную библиотечную систему Выборгского района 22 октября 2016 года, однако, у административного ответчика отсутствует обязанность предоставлять обязательный экземпляр решения об опубликовании сообщения о сроке и порядке внесения предложений по кандидатурам в состав ИКМО у местного совета МО МО Сампсониевское не имеется, поскольку указанное решение не обладает признаками нормативного правового акта; законом не установлена обязанность муниципального совета направлять в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию в какой-либо форме сообщение о сроке и порядке внесения предложения по кандидатурам в состав ИКМО, а не представление Санкт-Петербургской избирательной комиссией предложений по кандидатурам в состав ИКМО Сампсониевское не является препятствием для формирования избирательной комиссии; в силу характера полномочий и общедоступности сведений о сроках полномочий ИКМО Сампсониевское и сроках публикации сообщения о сроке и порядке внесения предложений по кандидатурам в состав ИКМО Сампсониевское Санкт-Петербургская избирательная комиссия достоверно знала о дате опубликования информационного сообщения о приеме предложений по кандидатурам в состав ИКМО Сампсониевское, в связи с чем права Санкт-Петербургской избирательной в ходе процедуры формирования комиссии ИКМО Сампсониевское нарушены не были; по делу необходимо было привлечь Государственную инспекцию труда, поскольку все члены ИКМО Сампсониевское трудоустроены на постоянной основе; Санкт-Петербургская избирательная комиссия не наделена полномочиями обращения в суд с заявленными требованиями.
В заседание апелляционной инстанции не явился представитель заинтересованного лица ИКМО Сампсониевское, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Об отложении дела представитель заинтересованного лица не просил, документы об уважительной причине неявки не представил.
Неявка в судебное заседание представителя заинтересованного лица ИКМО Сампсониевское не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика муниципального совета МО МО Сампсониевское, поддержавшего доводы апелляционной жалобы; представителя административного истца и представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии N22 Санкт-Петербурга, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора, полагавшей оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 2 статьи 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления ИКМО может быть придан статус юридического лица.
Согласно Уставу МО МО Сампсониевское ИКМО Сампсониевское является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления МО МО Сампсониевское (пункт 3); формируется в соответствии с действующим законодательством в количестве восьми членов с правом решающего голоса (пункт 6).
Пунктом 8 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определен срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования пять лет.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" формирование ИКМО осуществляется соответствующим муниципальным советом на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 11 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В соответствии с пунктом 9 статьи 14 названного Закона Санкт-Петербурга Муниципальный совет не позднее чем за 40 дней до дня истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования публикует в средствах массовой информации сообщение о сроке и порядке внесения предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования. Период, в течение которого муниципальный совет принимает предложения по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования, составляет 30 дней. Муниципальный совет принимает решение о назначении членов избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем за пять дней до окончания срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования.
При этом согласно пункту 4 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" муниципальный совет обязан назначить половину от общего числа членов ИКМО на основе поступивших предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии, которые в соответствии с пунктом 5 указанной статьи готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением политических партий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Срок полномочий ИКМО Сампсониевское 2011-2016 годов истёк 5 декабря 2016 года.
17 октября 2016 года муниципальный совет МО МО Сампсониевское принято решение N 19/1 об организации приёма предложений о кандидатах в состав ИКМО Сампсониевское в течение 30 дней с даты опубликования сообщения и об опубликовании в местной газете "Сампсониевский Вестник" сообщения о приеме предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское.
Решением муниципального совета МО МО Сампсониевское от 29 ноября 2016 года N1-21 сформирована ИКМО Сампсониевское состава 2016-2021 годы в составе восьми человек без учета предложений по кандидатурам Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Доказательств законности решения N1-21 от 29 ноября 2016 года административным ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования; муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно пункту 12 статьи 40 Устава МО МО Сампсониевское муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу со дня их официального опубликования, под которым в соответствии с пунктом 15 названной статьи понимается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в печатном средстве массовой информации, которое определено в качестве официального печатного издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативно правовых актов муниципального образования решением муниципального совета или первое размещение его полного текста на государственном языке Российской Федерации на официальном сайте муниципального образования в информационно-коммуникационной сети Интернет, в виде электронной копии бумажного документа, предназначенного для подробного воспроизведения графического образа и созданного с использованием открытых растровых графических форматов (*.bmp,*jpegи другие) или гибридных текстово-растровых форматов (*.pdf, *.djvu и другие), а также в виде электронного оригинала, изготовленного полуавтоматизированным или автоматизированным образом, предполагающим сохранение графического оформления документа с возможностью форматирования текста и внедрения графических элементов и созданного с использованием открытых форматов документов (*.pdf, *.doc, *.rtf, *.html и другие). Обнародованием муниципального правового акта считается размещение его полного текста на государственном языке Российской Федерации в библиотеке, действующей на территории района Санкт-Петербурга, в границах которого расположено муниципальное образование, а также доведение муниципального правового акта до всеобщего сведения путем размещения на стендах для официальной информации муниципального образования.
Решением муниципального совета МО МО Сампсониевское от 17 октября 2016 года N 19/1 установлено опубликовать сообщение об организации приёма предложений о кандидатах в состав ИКМО Сампсониевское в местной газете "Сампсониевский Вестник".
В соответствии с пунктом 6.3 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии от 17 февраля 2010 года N192/1337-5 (ред.23.03.2016), представительному органу муниципального образования необходимо заблаговременно с учетом истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования, а также с учетом установленных законом субъекта Российской Федерации срока приема соответствующих предложений и срока формирования комиссии опубликовать в средствах массовой информации сообщение о приеме предложений по составу избирательной комиссии муниципального образования.
При этом, сообщение должно содержать информацию о количестве членов избирательной комиссии муниципального образования, сроках представления предложений о кандидатурах в состав избирательной комиссии муниципального образования, субъектах права внесения этих предложений с указанием, в какой орган каждый из субъектов данного права такие предложения вправе представить (в представительный орган муниципального образования либо соответствующую избирательную комиссию - субъекта Российской Федерации, муниципального района, территориальную избирательную комиссию).
Имеющееся в материалах дела сообщение муниципального совета МО МО Сампсониевское не содержит информации о количестве членов избирательной комиссии и в какой орган каждый из субъектов данного права такие предложения вправе представить.
Частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В качестве доказательств согласно части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио-и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.
Утверждая об опубликовании и обнародовании в установленный срок решения N19/1-1 от 17 октября 2016 года, административный ответчик не представил этому бесспорных доказательств.
В соответствии со статьёй 2 Закона Санкт-Петербурга от 21 декабря 2010 года N 690-165 "Об обязательном экземпляре документов Санкт-Петербурга и обязательном экземпляре документов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" орган местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга доставляют один экземпляр документов органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, имеющих нормативный характер, в государственные библиотеки Санкт-Петербурга, расположенные на территории соответствующего района Санкт-Петербурга.
Решение МС МО МО Сампсониевское от 17 октября 2016 года N19/1 и сообщение были опубликованы в газете "Сампсониевский вестник" N 9(54) от 21 октября 2016 года, однако, в установленном порядке не были обнародованы, что подтверждается справками от 27 октября 2016 года, 8, 15 и 22 ноября 2016 года Государственного бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система Выборгского района", согласно которым печатное издание МО МО Сампсониевское, содержащее информацию о приеме предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии, в Фонд обязательного экземпляра документов не поступало до 18 ноября 2016 года.
Судом первой инстанции обоснованно не принята опись газет МО МО Сампсониевский как доказательство передачи газет в библиотеку 22 октября 2016 года.
Опрошенные в судебном заседании свидетели Ивляева Г.С. и Михайлова Л.А., работники Государственного бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система Выборгского района", пояснили, что газета "Сампсониевский вестник" N 9 была передана в библиотеку 18 ноября 2016 года.
Также Ивляева Г.С. показала, что опись о получении газет подписана ею 22 ноября 2016 года по просьбе главы Администрации МО Сампсониевское и не могла быть подписана 22 октября 2016 года в связи с выходным днем.
Объяснения Ивляевой Г.С. подтверждаются табелем рабочего времени.
Свидетели Тарасова Е.В. и Ерин А.А., работающие в Администрации Выборгского района, подтвердили отсутствие на стенде в Администрации района указанной газеты.
По сообщению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" в период с 21 октября 2016 года по 1 декабря 2016 года от МО МО Сампсониевское не поступало для распространения среди жителей Выборгского района печатное издание "Сампсониевский вестник" N9 (54) за 2016 год.
Представленные административным ответчиком объяснения Товстинчука К.В. и Романова С.В. о передаче экземпляров газеты в библиотеку и размещении на стенде, объяснения Степанова О.Н. от 24 ноября 2016 года о размещении информационного сообщения от 17 октября 2016 года на сайте, а также заявления Доброхотовой З.А., Беловой Т.А., Шмыгова В.М., Завьяловой Е.В., и Левелевой Т.А. об ознакомлении с газетой "Сампсониевский вестник" N 9, не являются в силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допустимыми доказательствами, так как свидетели не опрашивались в судебном заседании и предупреждались об уголовной ответственности.
Кроме того, информационное сообщение и доказательства его размещения на сайте не представлены, а также не представлена информация, что сайт, на котором, по утверждению административного ответчика, размещено сообщение, зарегистрировано в качестве средства массовой информации.
Административный ответчик не представил доказательств того, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия обладала информацией о принятии муниципальным советом МО МО Сампсониевское решения N19/1-1 от 17 октября 2016 года за 30 дней до принятия решения 29 ноября 2016 года N1-21, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что доводы административного ответчика о распространении газеты среди жителей района и что газета была вывешена на официальных информационных стендах администрации района у дома 9 по Новолитовской ул. и у дома 47 по Лесному пр. в Санкт-Петербурге, не имеют правового значения для разрешения заявленного спора, поскольку не свидетельствуют о возможности административного истца получить предусмотренную законом информацию в установленный срок и соответственно направить предложения по кандидатурам членов избирательной комиссии.
Поскольку решение МС МО МО Сампсониеское от 17 октября 2016 года не было опубликовано и обнародовано до 18 ноября 2016 года, то по состоянию на 29 ноября 2016 года срок подачи предложений по кандидатурам не истек и принятое 29 ноября 2016 года муниципальным советом решение о формировании ИКМО без включения в нее членов избирательной комиссии муниципального образования на основе предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии, является незаконным.
Собранным по делу доказательствам, суд первой инстанции, дал надлежащую оценку по правилам главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые судебная коллегия также считает последовательными, непротиворечивыми, взаимно дополняющими и подтверждающими друг друга, достоверными, относимыми и достаточными для разрешения дела.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у административного истца полномочий на предъявление подобного административного иска не соответствует положениям части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
Мнение административного ответчика о необходимости привлечения по делу в качестве заинтересованного лица Государственной инспекции труда Санкт-Петербурга не соответствет положениям статьи 47 Кодекса административного судопроизводства, поскольку заявленным административным иском права и обязанности Государственной инспекции труда Санкт-Петербурга не могут быть затронуты.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 30 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального совета муниципального образования муниципального округа Сампсониевское - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.