Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Лимоновой Л.Ф.,
судей Деменевой Л.С., Ильиной О.В.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Р.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства в помещении суда гражданское дело по иску Шаймарданова Салавата Валиулловича, Шаймардановой Галины Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Шаймардановой Светланы Салаватовны, Шаймарданова Данила Салаватовича, Шаймардановой Оксаны Салаватовны к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права,
по апелляционной жалобе истцов на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 22.02.2017.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., пояснения истцов, судебная коллегия
установила:
Шаймарданов С.В., Шаймарданова Г.В., действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Шаймардановой С.С., Шаймарданова Д.С., Шаймарданова О.С. обратились в суд с иском к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, а также к Министерству обороны Российской Федерации в лице его Департамента жилищного обеспечения о признании незаконными решение ответчика от ... , уведомление от ... об отказе в выдаче истцам государственного жилищного сертификата и признании истцов участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, о признании с ... участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы с правом на получение государственного жилищного сертификата как подлежащих отселению из закрытого военного городка с момента обращения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ... и действовавшим до этого Постановлением Правительства от ... , утвердившего программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Свои требования мотивировали тем, что уведомлением от ... ответчик признал Шаймарданова С.В. и членов его семьи участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков". Однако, письмом от ... и уведомлением от ... Шаймарданову С.В. и членам его семьи было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата. Истцы полагают, что указанные решения нарушают их жилищные права.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 22.02.2017 иск оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным решением суда, истцы подали на него апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение и недоказанность установленных судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В материалы дела от ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии истцы Шаймарданов С.В., Шаймарданова Г.В., Шаймарданова С.С., Шаймарданова О.С. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений ( ... ), а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что доводы жалобы не содержат новой информации об обстоятельствах дела, для их проверки личного участия и дачи объяснений сторон не требуется, при том, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), заслушав пояснения истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании договора найма служебного жилого помещения от ... , заключенному между Шаймардановым С.В. и командиром войсковой части ... , истцу и членам его семьи было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ...
Указанная квартира находится в закрытом военном городке.
Шаймарданов С.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласно его трудовой книжке - с ... по ... , с ... по ... , всего ... лет ... дней, в календарном исчислении. В период с ... Шаймарданов С.В. работал в войсковых частях с ... В настоящее время Шаймарданов С.В. работает во ФГУП "Приборостроительный завод".
Шаймарданова Г.В. с ... до ... работала войсковой части ... переведена в военный госпиталь (реорганизован в ФГКУ "143 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации), где работала до ... , в настоящее время работает в
... ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Шаймарданов С.В. и члены его семьи: супруга Шаймарданова Г.В., дочери Шаймарданова О.С., Шаймарданова С.С., сын Шаймарданов Д.С. признаны участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
Уведомлением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ... истцы были исключены из участников указанной подпрограммы. Уведомление направлено Шаймарданову С.В. сопроводительным письмом от ...
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что проживание граждан, утративших связь с военным ведомством, в закрытых военных городках в силу подпункта "б" пункта 5 указанных выше правил, не является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов независимо от основания увольнения со службы, продолжительности срока военной службы, нуждаемости в жилых помещениях и иных факторов.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 указанного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются данными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно положениям абзаца четвертого пункта 14 статьи 15 закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Шаймарданов С.В. был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с истечением срока контракта, в установленном законом порядке не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". С учетом изложенного, Шаймарданов С.В. не приобрел право быть признанным участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Довод апелляционной жалобы о том, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов независимо от основания увольнения со службы, продолжительности срока военной службы, нуждаемости в жилых помещениях и иных факторов, основана на ошибочном толковании норм материального права.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по заявленному Шаймардановым С.В. основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, что в данном случае не установлено.
Правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение определенного количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Служебная квартира была предоставлена Шаймарданову С.В. на основании договора найма служебного жилого помещения от ... , ни Шаймарданов С.В., ни члены его семьи на учете в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят, Шаймарданов С.В. был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации и утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, поскольку ни Шаймарданов С.В., ни члены его семьи не относятся к категориям граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, не состояли на учете и не были признан нуждающимся в жилых помещениях в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации, вывод суда о законности решения ответчика от ... , уведомления от ... об отказе в выдаче истцам государственного жилищного сертификата и признании истцов участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы является верным.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание ввиду того, что были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Более того, доводы апелляционной жалобы направлены на неправильное применение норм материального права, иную оценку собранных по делу доказательств, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 22.02.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Ф. Лимонова
Судьи
Л.С. Деменева
О.В.Ильина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.