Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2017 года жалобу защитника АО "Севуралбокситруда" Брагина А.В. на решение судьи Североуральского городского суда Свердловской области от 12 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении
установил:
постановлением должностного лица Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 30 декабря 2016 года АО "Севуралбокситруда" по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) назначено наказание в виде штрафа 20000 рублей за нарушение требований ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", гл. 1, 8 Методических указаний "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" РД 52.04-52-85.
Решением судьи от 12 апреля 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе защитник Брагин А.В. просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на принятие АО "Севуралбокситруда" необходимых мер по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе разработке мероприятий, назначении ответственных лиц, ведении журнала для записи предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях, на отсутствие вины юридического лица, ввиду возложения обязанности по представлению информации о неблагоприятных метеорологических условиях на территориальные органы исполнительной власти, от которых предупреждений не поступало, указывает на невозможность предоставления отчета за 2016 год на момент проверки, так как не истек срок его предоставления-22 января 2017 года, а также на устранение нарушений и истечение срока давности привлечения к административной ответственности юридического лица.
Проверив материалы дела, оснований к отмене состоявшихся по делу решений не нахожу.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований, в частности, при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В методических указаниях "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях РД 52.04.52-85" определен порядок и обязанности организаций, участвующих в работах по прогнозу загрязнения атмосферы, регулированию выбросов и контролю эффективности этих работ. В соответствии с гл. 8 РД 52.04-52-85 для приема предупреждений на предприятиях назначаются ответственные, которые, приняв текст, регистрируют его в журнале (форма журнала приведена в Приложении 4) и сообщают его содержание всем цехам, участкам и производствам, где осуществляется регулирование выбросов.
Из материалов дела усматривается, что в ходе плановой выездной проверки специалистами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, проведенной в период с 04 апреля по 29 апреля 2016 года, выявлено, что АО "Севуралбокситруда", расположенное по адресу: г. Североуральск, ул. Ватутина, д. 5, имея источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при разработанных и согласованных в установленном законом порядке мероприятиях по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не обеспечило их выполнение в периоды, когда действовали предупреждения о наступлении неблагоприятных метеорологических условий в 2015 году, в период с января по апрель 2016 года.
Основанием для проведения проверки явился приказ руководителя Росприроднадзора от 25 марта 2016 года (л.д. 112-121).
По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание.
По факту выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям ст. 28.2 КоАП РФ (л.д. 72-75), а также вынесено постановление о назначении административного наказания от 30 декабря 2016 года (л.д. 88-90).
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела об административном правонарушении N06-02-13/43-2016 (л.д. 61-136), в том числе, сведениями об охране атмосферного воздуха (л.д. 67-71), приказом об утверждении нормативов выбросов и разрешением на выброс вредных веществ (л.д. 76 -78), приказом о введение в действие мероприятий в периоды НМУ (л.д.79), распоряжениями о назначениями ответственных лиц (л.д. 80-86), утвержденным проектом мероприятий по сокращению выбросов (л.д. 92-111), сведениями Уральского управления гидрометеорологии и мониторингу (л.д. 122), копией журнала для записи предупреждений о НМУ (л.д. 128), договором N 231/10-16/СУБР-Д-2016-130 03 марта 2016 года с ФГБУ "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на предоставление сведений о прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условиях (132-134), а также показаниями заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по УрФО Генералова И.В., согласно которым Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории Свердловской области с января 2015 года по 2016 год было передано 33 предупреждения об ожидаемых неблагоприятных метеорологических условиях, однако из имеющегося в АО "Севуралбокситруда" журнала для записи предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях, предприятие в 2014-2015 годах предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях не получало, записи о получении предупреждений внесены, начиная с апреля 2016 года (л.д. 149-150).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 декабря 2016 года, оставленным без изменения решениями вышестоящих инстанций, предписание от 29 апреля 2016 года об устранении нарушений в области охраны окружающей среды, выданное по результатам указанной выше проверки, признанно законным.
В соответствии п. 9-11 Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 899, информацию о неблагоприятных метеорологических условиях можно получить с официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо заключив соответствующее соглашение (договор) на предоставление информации о прогнозируемых о неблагоприятных метеорологических условиях.
Согласно п. 3 Положения "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1425 информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно или за плату.
Начало действия представленного АО "Севуралбокситруда" договора с ФГБУ "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на предоставление сведений о прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условиях - 03 марта 2016 года.
Из справки Уральского управления гидрометеорологии и мониторингу (л.д. 122) видно, что во вмененный юридическому лицу период нарушения имели место предупреждения о неблагоприятных метеорологических условиях, при этом из записи в журнале (л.д.128) следует, что предупреждения о неблагоприятных метеорологических условиях за 2014-2015 год не поступали, следовательно, АО "Севуралбокситруда", являющееся заинтересованным лицом в получении информации о предупреждениях о неблагоприятных метеорологических условиях, должно было принять меры к ее получению из надлежащих источников, что сделано не было. В связи с чем оснований согласиться с доводами жалобы в этой части не имеется.
Доводы жалобы о вменении нарушения до истечения срока сдачи отчета за 2016 год - 22 января 2017 года суд признает не состоятельными, поскольку фактически АО "Севербокситруда" вменено невыполнение мероприятий по сокращению выбросов в периоды, когда действовали предупреждения о наступлении неблагоприятных метеорологических условий, а не нарушение, связанное с предоставлением отчетности.
Таким образом, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ вина юридического лица установлена, так как у него имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, однако исчерпывающих мер к его выполнению им не принято.
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "Севуралбокситруда" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Наказание АО "Севуралбокситруда" назначено справедливое, в минимальном размере санкции указанного закона, с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, оснований для его снижения ниже низшего предела не имеется.
Утверждение законного представителя юридического лица об истечении срока давности привлечения АО "Севуралбокситруда" к административной ответственности не может быть принято судом, так как основано на неверном толковании закона.
Так ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по делам об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Исчисление годичного срока давности привлечения к административной ответственности началось с момента обнаружения нарушений - 29 апреля 2016 года, при этом постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом 30 декабря 2016 года, то в пределах указанного срока давности.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Североуральского городского суда Свердловской области от 12 апреля 2017 года, вынесенное по жалобе на постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу от 30 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении АО "Севуралбокситруда" оставить без изменения, жалобу защитника Брагина А.В. - без удовлетворения.
Судья Краснова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.