Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Ширяевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" Нефедовой Л.А. на постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 12 января 2017 года N и решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 07 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис",
установил:
согласно постановлению государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 12 января 2017 года N общество с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" (далее по тексту - ООО "СТМ-Сервис", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 07 апреля 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав заявителя, поддержавшего доводы жалобы, заместителя начальника управления Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Соколову Н.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, прокурора Оренбургской транспортной прокуратуры Мельниковой Ю.А. о законности постановления и судебного решения, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.15 КоАП РФ предусмотрена администратвиная ответственность за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Согласно материалам дела с 05 октября 2016 года по 14 октября 2016 Оренбургской транспортной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства в деятельности Сервисного локомотивного депо "Оренбургское" Южно-Уральского управления сервиса ООО "СТМ-Сервис", в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", совершенное юридическим лицом - ООО "СТМ-Сервис".
Сервисное локомотивное депо "Оренбургское" является структурным подразделением Южно - Уральского управления сервиса структурного подразделения ООО "СТМ-Сервис" (далее - Сервисное локомотивное депо "Оренбургское"). Посредством него ООО "СТМ-Сервис" осуществляет деятельность по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава ОАО ***.
Указанные функции переданы ООО "СТМ - Сервис" с 1 июля 2014 года в соответствии с договором N на сервисное обслуживание локомотивов, заключенным 30 апреля 2014 года между ОАО *** и ООО "СТМ-Сервис".
Производственная деятельность осуществляется на территории Оренбургской области в г. Оренбурге по адресу: (адрес)
Прокуратурой установлено, что Сервисное локомотивное депо "Оренбургское" осуществляет хозяйственную деятельность на территории г. Оренбурга, а именно эксплуатирует локальные очистные сооружения, предназначенные для очистки производственных, хозяйственно - бытовых сточных вод от нефтепродуктов и взвешенных веществ. Очистные сооружения переданы в содействие Сервисному локомотивному депо Оренбургское ООО "СТМ - Сервис" по договору на сервисное обслуживание локомотивов.
Стоки принимаются на очистку от сопредельных предприятий: ***. После очистки вода поступает в городской коллектор ООО ***.
Согласно протоколу результатов исследования проб Центральной аналитической лабораторией ООО *** от 11 октября 2016 N установлено, что в сточных водах на выпуске в городской коллектор после очистных сооружений присутствуют следующие загрязняющие вещества: железо, нефтепродукты, аммоний ион, фосфаты, сульфаты, АПАВ, ХПК, БПК5. Также согласно протоколу выявлены превышения значений концентрации загрязняющих веществ по нефтепродуктам в 17 раз.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором постановления о возбуждении в отношении ООО "СТМ-Сервис" производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15 КоАП РФ.
Привлекая ООО "СТМ-Сервис" к административной ответственности, должностное лицо установило, что ООО "СТМ-Сервис" при осуществлении хозяйственной деятельности, эксплуатируя очистные сооружения, в нарушение требований ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановления от 23 декабря 2009 года N 1500-п "О внесении изменений в распоряжение Главы г. Оренбурга от 27.08.1999 года N 3404-р", Постановления РФ от 29 июля 2013 года N 644 (в ред. от 14.10.2015) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" допустило сброс сточных вод в городской коллектор с превышением значений концентрации загрязняющих веществ по нефтепродуктам в 17 раз, не смотря на то, что Общество имело возможность для соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, однако не предприняло все зависящие меры по их соблюдению.
Обжалуя постановление должностного лица, ООО "СТМ-Сервис" обратилось в Промышленный районный суд г. Оренбурга, судьей которого принято решение об оставлении оспариваемого постановления без изменения.
С состоявшимися по делу постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
Соглашаясь с квалификацией, судья районного суда, ссылаясь на протоколы лабораторных исследований N от 11 октября 2016 года Центральной лаборатории ООО ***, пришел к выводу о том, что в сточных водах на выпуске в городской коллектор после очистных сооружений присутствуют загрязняющие вещества, а именно железо, нефтепродукты, аммоний ион, фосфаты, сульфаты, АПАВ, ХПК, БПК5. Сточная вода после очистных сооружений на выпуске в городской коллектор содержит нефтепродукты в количестве 171 мг/дм3 при нормативных показателях 10 мг/дм3.
Между тем, как было указано выше, локальные очистные сооружения являются собственностью ОАО ***. Согласно акту отбора сточных, сточных очищенных и природных поверхностных вод от 05 октября 2016 года произведен контроль качества работы очистных сооружений эксплуатационного локомотивного депо Оренбург - структурного подразделения ЮУ дирекции тяги - структурного подразделения Центральной дирекции тяги - филиала ОАО ***, находящихся по адресу (адрес). Отбор проб осуществлялся в присутствии главного инженера локомотивного депо, инженера по охране окружающей среды локомотивного депо (то есть представителей иной организации), помощника Оренбургского транспортного прокурора.
Как следует из материалов дела проверка соблюдения природоохранного законодательства осуществлялась в отношении ООО "СТМ-Сервис", которому очистные сооружения переданы в содействие по договору N на сервисное обслуживание локомотивов, заключенному 30 апреля 2014 года. Однако отбор проб осуществлялся в отсутствие представителя ООО "СТМ-Сервис", что объективно подтверждается актом отбора проб, составленным и подписанным в отсутствие представителя ООО "СТМ-Сервис" и понятых, доказательства обратному в материалах дела отсутствуют, равно как и не имеется доказательств, подтверждающих уведомление Общества об осуществлении указанного действия.
Отбор проб сточных вод в колодце в отсутствие представителя ООО "СТМ-Сервис" ведет к необоснованному ущемлению прав юридического лица, поскольку последнее было лишено возможности подтвердить как сам факт осуществления этих действий, так и правильность отбора таких проб.
При таких обстоятельствах акт отбора сточных, сточных очищенных и природных поверхностных вод от 05 октября 2016 года, протокол результатов исследования проб N от 11 октября 2016 года по настоящему делу не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств.
Иные объективные доказательства совершения Обществом вмененных нарушений в материалах дела отсутствуют.
То обстоятельство, что представленный в суд акт проверки исполнения требований законодательства в Сервисном локомотивном депо Оренбургское ООО "СТМ - Сервис" от 13 октября 2016 года содержит подпись главного инженера Сервисного локомотивного депо, не свидетельствует об участии представителя ООО "СТМ - Сервис" при отборе проб, так как в данном акте содержатся сведения о проведенной проверке.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенное по данному делу об административном правонарушении в отношении Общества существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела и законность обжалуемых актов.
Указанное нарушение судьей районного суда оставлено без внимания.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 12 января 2017 года N, решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 07 апреля 2017 года, вынесенные в отношении ООО "СТМ - Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление и судебное решение.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" Нефедовой Л.А. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 12 января 2017 года N и решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 07 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис", отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление и судебное решение.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.