Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 июля 2017 г. по делу N 33-990/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Василенко И.И.,
судей: Меркулова Д.В. и Коробенко Э.В.,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 20 апреля 2017 г., которым удовлетворен иск руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" области" (далее - управление финансового обеспечения) к майору Колмыкову Сергею Александровичу о возмещении материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
руководитель управления финансового обеспечения обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что Колмыков С.А., являясь командиром войсковой части N, издал приказы от 3 июля 2014 г. N 118, от 12 мая 2015 г. N 91, от 13 июля 2015 г. N 137 о выплате военнослужащим той же воинской части денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за 2014 - 2015 годы. По результатам аудиторской проверки войсковой части N выявлено, что ряд военнослужащих, указанных в данном приказе, не имели права на получение названной компенсации, поскольку не были признаны в установленном порядке нуждающимися в служебных жилых помещениях. В связи с этим истец просил привлечь Колмыкова С.А. к ограниченной материальной ответственности, взыскав с него 44375 руб. в счет возмещения причиненного ущерба.
Решением гарнизонного военного суда исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Колмыков С.А. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления. В обоснование указывается, что аудиторской проверкой не был установлен факт причинения им ущерба. Поэтому в соответствии с Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" в обязательном порядке надлежало провести административное расследование, однако этого сделано не было. Кроме того, аудиторской проверкой не устанавливался факт наличия свободных служебных жилых помещений, отвечающих установленным нормам, в связи с чем выплата военнослужащим войсковой части N денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в 2014-2015 годах была произведена правомерно. Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности. Это подтверждается и тем обстоятельством, что ранее в войсковой части N ревизионной комиссией Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) проводилась проверка, по результатам которой каких-либо нарушений порядка выплаты указанной денежной компенсации выявлено не было. Кроме того, направленные в управление финансового обеспечения приказы о выплате денежной компенсации прошли соответствующее согласование и в воинскую часть без реализации не возвращались. Автор жалобы ссылаясь на то обстоятельство, что войсковая часть N не является юридическим лицом и не обладает полномочиями по заключению каких-либо договоров, делает вывод, что договор на обслуживание от 1 октября 2012 г. N 81, на который ссылается истец, в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожным, в связи с чем у управления финансового обеспечения не имелось законных оснований для проведения аудиторской проверки в войсковой части 95152. По мнению Колмыкова С.А., в период, когда им были изданы приказы о выплате военнослужащим войсковой части N денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, признание военнослужащих нуждающимися в служебных жилых помещениях не являлось обязательным условием для предоставления такой выплаты. К тому же в перечне прилагаемых к рапорту о выплате указанной компенсации документов также не имелось указаний на необходимость представления военнослужащими сведений о признании нуждающимися в обеспечении служебными жилыми помещениями. Данные требования впервые были закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. N 989 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909", действие которого не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу. Колмыков С.А. обращает внимание, что поскольку указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. и приказания начальника штаба Южного военного округа от 20 февраля 2012 г. N 14/6/954 о необходимости при решении вопроса о выплате указанной компенсации производить соответствующее согласование с жилищными органами в воинскую часть не поступали, он не имел возможности ими руководствоваться. Ответчик также считает, что начальник управления финансового обеспечения в силу абзаца третьего п. 1 ст. 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" не обладает правом на обращение в суд с иском о возмещении материального ущерба.
В возражениях на апелляционную жалобу руководитель управления финансового обеспечения просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что эта жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, Колмыков С.А., являясь командиром войсковой части N, издал приказы от 3 июля 2014 г. N 118, от 12 мая 2015 г. N 91, от 13 июля 2015 г. N 137 о выплате за 2014 - 2015 годы денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, которые в установленном порядке не были признаны нуждающимися в служебных жилых помещениях.
Между тем в соответствии с пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, и в Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235 (в редакции, действовавшей до 27 мая 2016 г.).
Из системного анализа вышеперечисленных норм следует, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья является одной из форм соблюдения жилищных прав военнослужащих по контракту до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам. При этом обязательными условиями для выплаты военнослужащему указанной денежной компенсации являются не только его нуждаемость в получении служебного жилья по месту прохождения военной службы и осуществление найма (поднайма) жилого помещения, но и признание военнослужащего в установленном порядке нуждающимся в таком жилом помещении.
Исходя из изложенного, является необоснованным довод автора жалобы о том, что до сентября 2015 года действующим законодательством не было предусмотрено обязательное признание военнослужащих нуждающимися в обеспечении служебными жилыми помещениями.
Следовательно, Колмыков С.А., издав приказы о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за 2014 - 2015 годы военнослужащим, которые в установленном порядке не были признаны нуждающимися в служебном жилом помещении, нарушил установленный порядок расходования денежных средств, что повлекло причинение ущерба.
Согласно ст. 2 и п. 1 ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, под которым, в частности, понимаются излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
В соответствии с п. 3 ст. 4 того же Закона командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Приведенные положения Федерального закона согласуются с требованиями ст. 33 и 75 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, по смыслу которых командир воинской части является единоначальником и несет персональную ответственность за принятые им решения, изданные приказы и распоряжения. В связи с этим, то обстоятельство, что проекты вышеуказанных приказов были согласованы управлением финансового обеспечения, значения не имеет.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости привлечения ответчика к материальной ответственности, в связи с чем обоснованно взыскал с Колмыкова С.А. 44375 руб., что составляет один оклад месячного денежного содержания ответчика и одну месячную надбавку за выслугу лет.
Непоступление в воинскую часть указаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. и приказания начальника штаба Южного военного округа от 20 февраля 2012 г. N 14/6/954 на правильность этого вывода не влияет, так как с учетом вышеизложенного при решении вопроса о выплате указанной компенсации командование было обязано в любом случае проверять, признан военнослужащий нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением или нет.
Вопреки мнению автора жалобы, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены в результате ревизии или проверки.
Факт издания Колмыковым С.А. приказов о выплате указанной денежной компенсации военнослужащим, не имеющим на нее права, был установлен по результатам аудиторской проверки воинской части, проведенной в период со 2 по 6 ноября 2015 года аудиторской группой управления финансового обеспечения. Сумма этих выплат составила 472938 руб. 92 коп. При этом проверкой было установлено, что выплата денежной компенсации в 2014 - 2015 годах за наем (поднаем) жилых помещений не признанным в установленном порядке нуждающимися в служебном жилом помещении военнослужащим была произведена неправомерно из-за действий ответчика. То обстоятельство, что ранее ревизией причинение ущерба выявлено не было, не свидетельствует о необоснованности выводов аудиторской проверки, проведенной в ноябре 2015 года.
С учетом того, что ответчик привлечен к материальной ответствености за издание приказов о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, не признанным нуждающимися в служебном жилом помещении, наличие или отсутствие свободных служебных жилых помещений для их предоставления значения не имело.
Что же касается доводов автора жалобы относительно недействительности договора на обслуживание от 1 октября 2012 г. N 81, то они являются необоснованными, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о признании указанного договора в установленном законом порядке ничтожным или недействительным.
Вопросы законности проведения в войсковой части 95152 управлением финансового обеспечения аудиторской проверки предметом рассмотрения судом первой инстанции не являлись, следовательно, с учетом требований ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ не могут быть приняты и рассмотрены судом апелляционной инстанции.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Пунктами 6 и 23 Положения об управлении финансового обеспечения, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 12 сентября 2011 г., установлено, что управление финансового обеспечения является юридическим лицом, а его имущество формируется за счет средств федерального бюджета и имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Поэтому денежные средства, выданные военнослужащим войсковой части 95152 в качестве денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на основании изданных Колмыковым С.А. приказов, являлись имуществом Министерства обороны Российской Федерации, находящимся в оперативном управлении истца. Следовательно, управление финансового обеспечения является заинтересованным лицом в контроле за использованием денежных средств, относящихся к федеральной собственности и находящихся в его оперативном управлении.
На основании ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 2 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" для целей данного закона определены основные понятия. Так, к воинским частям отнесены, в том числе органы военного управления и организации, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 2 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих", при принятии заявлений и исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве заинтересованных лиц могут выступать воинские должностные лица, под которыми понимаются, в том числе и руководители управлений, департаментов, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Следовательно, руководитель управления финансового обеспечения, вопреки мнению автора жалобы, правомерно поставил вопрос о возмещении в судебном порядке ущерба, причиненного произведенными этим управлением выплатами, так как такой ущерб причинен имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за управлением финансового обеспечения.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 20 апреля 2017 г. по иску руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" области" к Колмыкову Сергею Александровичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.