судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.
судей Степановой Н.Н., Тельных Г.А.
при секретаре
Сутягине Д.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" дело по апелляционной жалобе ответчика ПАО Сбербанк ФИО2 отделение 8593 на решение Становлянского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Иск Грезева В.Д. удовлетворить.
Признать право ФИО1, как сельскохозяйственного производителя, на получение кредита по льготной процентной ставке 5% в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1528 от 29.12.2016 г.
Включить ФИО1 в реестр потенциальных заемщиков на получение кредита, как сельскохозяйственного производителя, по льготной процентной ставке 5% в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1528 от 29.12.2016 г.
Взыскать с ПАО "Сбербанк" государственную пошлину в доход бюджета Краснинского муниципального района ФИО2"адрес" в размере - 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Москаленко Т.П., судебная коллегия
установила:
Грезев В.Д. обратился в суд к ПАО Сбербанк в лице Липецкого филиала, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации в лице Управления сельского хозяйства по Липецкой области о признании за ним, как сельскохозяйственным производителем, права на получение кредита по льготной процентной ставке 5% и включении в реестр потенциальных заемщиков на получение данного кредита в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1528 от 29.12.2016 г. Свои требования обосновывал тем, что ведет личное подсобное хозяйство, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги. В своем хозяйстве занимается выращиванием сельскохозяйственных кормов, имеет в собственности 30 га земли, несколько тракторов с прицепным оборудованием и другое движимое и недвижимое имущество. В феврале 2017 года он, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1528 от 29.12.2016 г., обратился в Липецкое отделение Сбербанка России, с которым Минсельхоз РФ заключил соглашение по льготному кредитованию за получением льготного кредита под 5% на сумму "данные изъяты" руб. на срок 5 лет, необходимого для развития личного подсобного хозяйства. ПАО Сбербанк отказал ФИО1 в льготном кредитовании, указав на то, что кредитование клиентов, занимающихся личным подсобным хозяйством, в рамках Постановления Правительства РФ N 1528 от 29.12.2016 г. не производится; д ля получения кредита требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица и опыт работы в данном статусе не менее 12 месяцев. Истец полагает, что отказ Банка в кредитовании по льготной процентной ставке грубо нарушает его права как сельскохозяйственного производителя, ведущего личное подсобное хозяйство, и право на получение мер государственной поддержки. Банк должен по его заявлению проверить потенциального заемщика на соответствие требованиям и целевому назначению кредита, включить в реестр потенциальных заемщиков и направить реестр в Минсельхоз России. Окончательное решение о включении либо не включении потенциального заемщика в реестр заемщиков принимает Минсельхоз РФ, и при положительном решении Банк выдает кредит заемщику. Считает, что он соответствует всем требованиям к потенциальным заемщикам и должен быть включен в данный реестр.
Определением суда от 27.04.2017 г. производство по делу в отношении соответчика Министерства сельского хозяйства РФ в лице Управления сельского хозяйства по ФИО2 области по иску Грезева В.Д. о включении в реестр заемщиков, получивших положительное решение о льготном кредитовании, прекращено по заявлению истца, в связи с его отказом от иска в этой части.
Определением суда от 27.04.2017 г. в качестве третьего лица на стороне ответчика, судом привлечено Министерство сельского хозяйства РФ.
Представитель ответчика ПАО Сбербанк по доверенности Глушков С.В. иск не признал, пояснив, что на предъявление данного иска к ПАО Сбербанк о включении в реестр заемщиков, получивших положительное решение о льготном кредитовании, у заявителя Грезева В.Д. отсутствовали материальные и процессуальные права, поскольку Банк с ним никакого договора кредитования не заключал, следовательно, Закон "О защите прав потребителей" к данным правоотношениям не применим. Кроме того, на момент обращения Грезева В.Д. в ПАО Сбербанк им не были представлены документы, подтверждающие его право на получение льготного кредита в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1528 от 29.12.2016г. Кредитование сельскохозяйственных производителей, деятельность которых вытекает из ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется Банком в соответствии с Альбомом кредитных продуктов, представляемых физическим лицам N от 25.05.2011 г. (с изменениями от 11.01.2016 г.). В соответствии с приложением 3.4. указанного Альбома, физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство, ПАО Сбербанк может предоставить потребительский кредит в сумме от "данные изъяты" руб. под 20% годовых сроком от 24 до 60 месяцев с обеспечением либо без обеспечения обязательства. ФИО1 с таким заявлением не обращался.
Министерство сельского хозяйства РФ о времени и месте судебного заседания извещено надлежаще и своевременно, в письменном заявлении, просило дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителей ответчика ПАО "Сбербанк" по доверенности Овсянникова М.А., Буркову Н.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы,
изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя требования Грезева В.Д. суд первой инстанции исходил из того, что истец как гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, на него распространяются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN, он имеет право на получение льготного кредита и должен быть включен ответчиком в реестр потенциальных заемщиков на получение льготного кредита как сельскохозяйственный производитель по льготной ставке 5% .
Судебная коллегия с приведенными выводами не согласна, считает, их основанными на неверном толковании норм материального права.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ (в ред. от 01.07.2017г). Предметом регулирования данного Закона являются отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая осуществляется, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в виде субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 3 Федерального закона N 264-ФЗ в целях этого федерального закона дано понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя - это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем , утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Действительно, согласно пункту 2 подпункту 1 статьи 3 названного Федерального Закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" Порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям.
Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке.
Субсидии предоставляются по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (п.1).
В пункте 2 данных Правил раскрываются используемые в них понятия.
Так, в целях предоставления субсидий из федерального бюджета под организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющие производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию понимаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (за исключением рыболовства и рыбоводства) (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" государством также может оказываться поддержка формирования и развития системы кредитования организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пункт 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года N 1528, устанавливает требования, которым должен удовлетворять заемщик, а именно а) не находиться в процессе реорганизации, ликвидации и не иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности; б) обладать статусом налогового резидента Российской Федерации; в) быть зарегистрированным на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; г) в отношении заемщика не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве); д) не иметь просроченной (неурегулированной) задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды.
Данный перечень является исчерпывающим.
Заемщик самостоятельно выбирает уполномоченный банк для получения льготного краткосрочного кредита и (или) льготного инвестиционного кредита. Уполномоченный банк рассматривает возможность предоставление льготного краткосрочного кредита и (или) льготного инвестиционного кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми в уполномоченном банке (п.5).
Заемщик, претендующий на получение льготного краткосрочного кредита и (или) льготного инвестиционного кредита, предоставляет в уполномоченный банк документы в соответствии с требованиями уполномоченного банка. Проверка соответствия заемщиков, требованиям, указанным в пункте 4 Правил, проводится уполномоченным банком (п.7).
Ведение реестра заемщиков осуществляется уполномоченным банком (п.9)
Таким образом, в целях развития сельского хозяйства, поддержки российских товаропроизводителей, оказания им государственной поддержки, законодатель, установилПравила в соответствии, с которыми возможно предоставление из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещением недополученных ими доходов по кредитам, перечень субъектов, которые имеют право на получение льготного кредита, требования к ним, на основании которых они могут претендовать на включение в реестр потенциальных заемщиков и получение льготного кредита.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Грезев В.Д. ведет личное подсобное хозяйство с 2008 года. В своем хозяйстве занимается выращиванием сельскохозяйственных кормов, имеет в собственности 30 га земли, несколько тракторов с прицепным оборудованием и другое движимое и недвижимое имущество.
Таким образом, истец относится к категории граждан, занимающихся личным подсобным хозяйством. В качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" он не зарегистрирован.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из похозяйственной книги N выданной администрацией сельского поселения Яблонский сельсовет "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ 1. (л.д.9-12) и не оспаривается истцом.
В феврале 2017 года Грезев В.Д. обратился в Липецкое отделение N 8593 ПАО Сбербанка России с заявлением о получении льготного кредита под 5% годовых на общую сумму 800000 рублей сроком на 5 лет на основании Постановления Правительства РФ N 1528 от 29.12.2016 года.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ПАО Сбербанк России разъяснил истцу, что для получения кредита по льготным процентным ставкам в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1528 от 29.12.2016г. требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица и опыт работы в данном статусе не менее 12 месяцев; кредитованием клиентов, занимающихся личным подсобным хозяйством в рамках указанного нормативного документа банк не занимается (л.д.16).
Обращаясь с суд с иском о признании за ним как сельскохозяйственным производителем, права на получение кредита по льготной процентной ставке 5% и включении в реестр потенциальных заемщиков на получение данного кредита в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1528 от 29.12.2016 г., истец полагал, что отказ банка является незаконным и нарушает его права как сельскохозяйственного производителя на получение мер государственной поддержки.
Судебная коллегия полагает, что вывод банка о том, что истец не имеет право на получение льготного кредита на основании Постановления Правительства РФ N 1528 от 29.12.2016 года
и включение в реестр потенциальных заемщиков соответствует вышеприведенным нормам, истец не соответствует требованиям, которые предъявляет законодатель к заемщикам, а именно не является индивидуальным предпринимателям либо организацией, которым может быть предоставлен льготный кредит.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований у суда
не имелось .
Решение суда нельзя признать законным, поскольку выводы суда первой инстанции
основаны на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решение об отказе в удовлетворении требований Грезева В.Д.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Р ешение Становлянского районного суда Липецкой области от 22 мая 2017 года отменить. Постановить новое решение, которым Грезеву В.Д в удовлетворении требований о признании права как сельскохозяйственного производителя на получение кредита по льготной процентной ставке 5% и включении в реестр потенциальных заемщиков в соответствии с постановлением Правительства РФ N от 29.12.2016 года -отказать.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи Копия верна: Судья: Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.