Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Чернышевой И.В.,
судей Будылка А.В., Павловой Е.В.,
при секретаре Каревой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 июля 2017 года дело по апелляционному представлению Исилькульского межрайонного прокурора на решение Исилькульского городского суда Омской области от 27 апреля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска о признании незаконным отказа Администрации Исилькульского муниципального района Омской области в невключении Артюховой Т.Н. и Артюхова Е.Е. в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации и возложении на Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области обязанности включить Артюхову Т.Н. и Артюхова Е.Е. в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Чернышевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исилькульский межрайонный прокурор в интересах Артюховой Т.Н. и Артюхова Е.Е., обратился в суд с иском к Администрации Исилькульского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа во включении в списки граждан нуждающихся в оказании финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, указав, что в ходе проверки соблюдения Администрацией Исилькульского муниципального района требований законов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Исилькульской межрайонной прокуратурой установлены нарушения закона, создающие препятствия для реализации заявителями своих гражданских прав.
В период март-май 2016 года в связи с обильным и быстрым таянием снегов на территории Исилькульского района в зону подтопления попал жилой дом, расположенный по адресу: " ... ". Кроме того, на приусадебных участках жителей в связи с большим количеством осадков минувшей зимой длительное время наблюдалась повышенная влажность. Также отмечалась высокая активность грунтовых вод, в связи с чем, в подполах и подвалах зачастую стояла вода.
Постановлением главы Исилькульского муниципального района от 21.04.2016 N 217 на территории Исилькульского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Артюховой Т.Н. и Артюхову Е.Е. на основании ответа главы Исилькульского муниципального района от 08.02.2017 было отказано во включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, в связи с тем, что в период с 22.04.2016 по 09.06.2016 заявлений от указанных лиц не поступало. Вместе с тем, срок обращения с заявлением не является пресекательным, порождающим невозможность осуществления права на получение мер господдержки.
Проверкой установлено, что лица, в интересах которых подано настоящее исковое заявление, в период чрезвычайной ситуации проживали в границах ее зоны, в связи с чем, обладает правом на получение единовременной материальной помощи.
С учетом принятых судом уточнений исковых требований, просил признать незаконным отказ администрации Исилькульского муниципального района во включении Артюховой Т.Н. и Артюхова Е.Е., проживающих по адресу: " ... ", в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, а также направить указанный список, подписанный главой Исилькульского муниципального района в орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный на подготовку сводных данных о количестве граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Представитель истца помощник прокурора Е.В. Антонова в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в уточняющем исковом заявлении.
Заинтересованное лицо Артюхова Т.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что вода поступила в дом в конце марта- начале апреля 2016 год, до этого вода была в подполе дома. Об утрате мебели она не говорила, поскольку ее никто об этом не спрашивал, обращалась только по поводу отвода воды.
Представитель ответчика Администрации Исилькульского муниципального района Омской области Тарасов С.М. просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Правительство Омской области, Главное управления региональной безопасности, ГУ МЧС России по Омской области, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили суду отзывы на исковое заявление.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционном представлении Исилькульский межрайонных прокурор, просит решение суда отменить, указывает, что при рассмотрении дела истцом были представлены доказательства, подтверждающие утрату имущества первой необходимости. Полагает, что судом необоснованно не были приняты в качестве доказательств акт визуального обследования, ответ главы Исилькульского муниципального района о попадании жилого дома в зону подтопления, показания свидетелей Реммлер Р.В., Горобей Н.В., Чащин Н.В, которые пояснили, что имущество первой необходимости, принадлежащее Артюховой Т.Н., в результате поводка пришло в негодность. Отмечает, что отказ во включении в список на оказание финансовой помощи был связан с пропуском срока для обращения с заявлением об оказании финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости, между тем Артюхова Т.Н. в суде пояснила, что не знала о необходимости обращения с заявлением в период с 22.04.2016 по 09.06.2016. Считает, что данный срок не является пресекательным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, не явившиеся лица о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем коллегия судей рассмотрела дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Чердакову Е.П., представителя администрации Исилькульского муниципального района Омской области Тарасова С.М., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68) закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3 "О чрезвычайном положении".
Согласно пункту "з" статьи 10 Федерального закона N 68 Правительство РФ обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, устанавливающие порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Исходя из положений подпунктов "г", "д" пункта 2 указанных Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе для оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует в период марта - мая 2016 года вследствие обильного и быстрого таяния снега произошло подтопление территории населенных пунктов Исилькульского муниципального района Омской области. В зону подтопления попал жилой дом, расположенный по адресу: " ... "
В связи с возникшей чрезвычайной ситуацией, постановлением главы Исилькульского муниципального района Омской области N 217 от 21.04.2016 на территории Исилькульского муниципального района Омской области был введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно распоряжению Правительства Омской области от 18.04.2016 года N 51-рп режим чрезвычайной ситуации введен на территории Омской области.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 26.05.2015 серия N " ... " N N " ... ", следует, что Артюхова Т.Н. является собственником квартиры по адресу: " ... "
Артюхова Т.Н. и Артюхов Е.Е. зарегистрированы и постоянно проживают по указанному выше адресу.
В соответствии с ответом главы Исилькульского муниципального района жилой дом, расположенный по адресу: " ... ", в период марта-мая 2016 года в связи с обильным и быстрым таянием снегов на территории Исилькульского района попал в зону подтопления (л.д. 23-24).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцами не представлено доказательств, свидетельствующих об утрате или повреждении имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам, сделан на основе тех доказательств, которые были представлены сторонами.
Как было указано выше, Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Пункт 11 Правил предусматривает, что для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по оказанию гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости подготавливаются следующие документы: заявление об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, предусмотренное приложением N 9 к настоящим Правилам; список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению N 12; сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях, предусмотренные приложением N 11 к настоящим Правилам.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно Методическим рекомендациям от 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным МЧС России, к имуществу первой необходимости также рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" предусмотрено, что при наступлении чрезвычайной ситуации не позднее одного месяца с момента возникновения чрезвычайной ситуации в созданную Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предоставляют документы, обосновывающие право на получение финансовой помощи. Комиссия рассматривает документы и подготавливает заявку на получение бюджетных ассигнований.
На основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению N 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями N 10 и N 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что обращение граждан за оказанием финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации носит заявительный характер, а предоставляемая гражданам финансовая помощь носит адресный, целевой, компенсационный характер и направлена на социальную поддержку лиц, непосредственно пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, лишенных возможности пользоваться минимальным набором товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Из материалов дела следует, что Артюхова Т.Н. обратилась в администрацию Исилькульского муниципального района Омской области с заявлением о включении ее и членов ее семьи в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (л.д. 95). По результатам обращения составлен акт, из которого следует, что на момент обследования кюветы полупустые, на придомовой территории и в доме воды нет. Вода стоит в погребе. Со слов хозяйки дома вода стала поступать в начале марта и простояла до середины мая на уровне 30-35 см от земли, о чем свидетельствуют следы на фундаменте дома и на стенах хозпостроек. В результате подтопления пострадали внутри дома балки (лаги), намокли стены, печь (л.д. 94).
С содержанием составленного акта Артюхова Т.Н. была ознакомлена и согласна, что подтверждается её личной подписью.
Артюхова Т.Н. и Артюхов Е.Е. получили единовременную материальную помощь в полном объеме, из расчета " ... " рублей на человека, что подтверждается справкой администрации Исилькульского муниципального района б/н от 20.03.2017 (л.д. 48).
Между тем Артюхова Т.Н. с заявлением о включении её и членов её семьи в список граждан на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в администрацию Исилькульского муниципального района не обращалась, что не отрицалось Артюховой Т.Н. в судебном заседании (л.д. 79 оборот).
Из ответа главы Исилькульского муниципального района от 08.02.2017 N 51 следует, что Артюховой Т.Н. отказано во включении в список на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, в связи с тем, что в период с 22 апреля по 09 июня 2016 заявлений от указанного лица не поступало. На момент рассмотрения обращения списки на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости) сформированы и направлены в правительство Омской области, внесение изменений в данные списки не предусмотрено. Аналогичные сведения содержатся в информации начальника отдела безопасности, МП, ГО и ЧС администрации района от 01.11.2016 N 1645 (л.д. 6-7).
Из материалов дела следует, что Артюхова Т.Н. не только не обращалась с указанным заявлением, но ни когда, при обращении с иными заявлениями, не упоминала об утрате ею имущества первой необходимости, в частности мебели, наличии воды в доме.
В настоящее время, утраченное в результате паводка имущество первой необходимости, установить невозможно, ввиду отсутствия документов, подтверждающих его количество, степень утраты (список, акт).
Начальник сектора районной безопасности администрации Исилькульского муниципального района Богута А.С. в судебном заседании 27.04.2017 пояснил, что он выезжал по адресу проживания Артюховой Т.Н в марте 2016 года по вызову жильцов. Придомовая территория была затоплена местами, вода была в погребе, в доме воды не было. На стенах была видна влажность из-за нахождения воды в погребе. Нахождение мебели в воде он не видел, никто из жильцов не говорил о нахождении воды в доме.
В обоснование утраты имущества при предъявлении иска истец ссылался на фотоснимки, приобщенные к материалам дела. Вместе с тем, фотоснимки не могут подтвердить факт повреждения имущества, принадлежащего Артюховым, в результате чрезвычайной ситуации, не содержат информации о дате их изготовления, не отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств.
Кроме этого, имеющиеся в деле фотографии по объему информации, зафиксированной на них, в полной мере не отражают ситуацию с имуществом первой необходимости (степень повреждения каждого объекта первой необходимости, характеристика конструктивных элементах каждого объекта, их размеры, материалы из которых они состоят, сумма ущерба и так далее).
Доказательств того, что ответчик уклонялся от составления актов повреждения имущества, не имеется, соответствующих жалоб в этой части на работников администрации как сельского поселения, так и муниципального района, а также комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций истцами в вышестоящие органы не подавалось. Бездействие ответчиков в этой части обжаловано не было.
Оснований для осуществления Артюховой Т.Н. и Артюхову Е.Е. выплаты финансовой помощи без соответствующих доказательств, подтверждающих наличие и утрату имущества первой необходимости, не имеется.
Показания свидетелей оценены судом первой инстанции в совокупности с иными доказательствами по делу.
В судебном заседании 27.04.2016 свидетель Реммлер Р.В. показал, что низ шкафа, шифоньера, дивана были влажные, но мебель была целая. Он помогал грузить мебель на автомашину, так как Артюхова Т.Н. сказала, что увезет её к родителям.
Сама Артюхова Т.Н. в судебном заседании 10.04.2017 пояснила, что мебель была старая, но в хорошем состоянии.
На основании изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что мебель не находилась в непригодном для использования состоянии, утрачена не была.
Таким образом, поскольку в материалы дела не было представлено достаточных, достоверных и допустимых доказательств, обосновывающих исковые требования, у суда первой инстанции отсутствовали основания для их удовлетворения.
Ссылки в апелляционном представлении на нарушение порядка рассмотрения обращения Артюховой Т.Н. не могут повлечь отмену решения.
Данное обстоятельство, в любом случае, не освобождает истца от обязанности по доказыванию факта повреждения или утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Отсутствие в акте обследования указания на повреждение или утрату имущества не исключает возможности подтверждения указанных фактов иными доказательствами и одновременно не лишает ответчиков права доказывать обратное.
Иных доводов, имеющих правовое значение, поданное апелляционное представление не содержит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Постановленное по делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Исилькульского городского суда Омской области от 27 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.