Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Климовой В.В.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 19 июля 2017 года
дело по апелляционной жалобе Куцкир В.А., Куцкир И.П. на решение Нижнеомского районного суда О. области от " ... ", которым постановлено:
"Административное исковое заявление Куцкир В.А., Куцкир И.П., предъявленное к Управлению по делам миграции МВД России по О. области, о признании незаконным решения об утрате статуса вынужденного переселенца".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Куцкир В.А., Куцкир И.П. обратились с иском к Управлению по делам миграции МВД России по О. области, о признании незаконным решения об утрате статуса вынужденного переселенца.
В обоснование иска указали, что в конце июня " ... ". получили Российское гражданство и обратились в миграционную службу по приезду в Российскую Федерацию, с " ... ". проживали и были зарегистрированы по месту жительства по адресу: " ... " указанная квартира принадлежит по праву собственности сыну истцов -Куцкир И.И. Последний с " ... " зарегистрирован по месту жительства в с" ... "
После заключения сыном брака, совместно жительство не сложилось, и он сменил местожительства, не проживал там до " ... " года. Однако, поскольку Куцкир И.Р. заболел, они переехали в квартиру, где имеются удобства, расп.с. Нижняя О., " ... ", которая принадлежала их родственникам.
С " ... " истец Куцкир В.А. внесена в список очередников на получение жилья. Заключить договор с владельцем квартиры, в которой они фактически проживают, истцы не могли, так как проживают в этой квартире с условием выселения по первому требованию владельца.
" ... " истцами было получено письмо из Управления по вопросам миграции, где содержалось разъяснение от " ... " за N " ... " в соответствии с которым, им было отказано в продлении статуса вынужденных переселенцев со ссылкой на пп.1п.5 ст.5 Закона Российской Федерации от " ... ". N " ... " "О вынужденных переселенцах", с чем они не согласны, поскольку проживают вдвоём, их сын Куцкир И.И. фактически не проживает с ними и не ведёт совместного хозяйства " ... " года.
Периодически истцы заключают с Куцкир И.И. договоры найма квартиры по адресу: с. Нижняя О., " ... ", но проживают в указанной квартире только тогда, когда там не проживает семья Куцкир И.И., преимущественно, они проживают в " ... " вдвоём.
Полагали Куцкир И.И. не является членом их семьи, не имеют в собственности жилых помещений, жилое помещение по договору социального найма им не предоставлялось.
В судебном заседании Куцкир В.А., Куцкир И.П. иск поддержали.
Представитель административного истца УМВД по О. области заявленные требования не признала в полном объеме, поддержала доводы возражения.
Заинтересованное лицо Куцкир И.И. поддержал доводы административного иска.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Куцкир В.А., Куцкир И.П. с решением суда не согласны, просят его отменить. Указывают, что никаких мер государственной поддержки, направленных на получение истцами постоянного жилого помещения, не получали. После переселения на территорию Российской Федерации проживали в квартире их сына, в настоящее время проживают в " ... ", с. Нижняя О., квартира принадлежит на праве собственности Парандий В.П., что подтверждается выпиской из ЕГРН от " ... ". Проживают истцы в указанной квартире на условии их по первому требованию владельца, указанное место жительства не относится к помещению, являющемуся постоянным местом жительства истцов. Зарегистрированы истца по постоянному месту жительств в квартире, принадлежавшей на праве собственности их сыну Куцкир И.И. по адресу: с. Нижняя О., " ... ". Вместе с сыном, одной семьей истцы совместно не проживали.
Ссылаются на то обстоятельство, что квартира, расположенная по адресу с. Нижняя О., " ... ", является аварийной, что подтверждается актом обследования помещения от " ... ". и заключением по результатам обследования технического состояния жилого здания. При рассмотрении вопроса о продлении истцам статуса вынужденного переселенца Управление по делам миграции УМВД РФ не уведомило истцов надлежащим образом, не истребовали дополнительных документов. В результате истцы лишены права на поддержку государства, предоставляемую вынужденным переселенцам, в результате истцы остались без постоянного места жительства.
В возражении на апелляционную жалобу УМВД России по Омской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав административных истцов Куцкир В.А., Куцкир И.П., их представителя Воронцову О.Г., представитель административного ответчика УМВД России по О. - Ванжа Ю.Ю., изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
В силу положений ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле доказательства, а также дополнительно представленные доказательства, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.310 КАС РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Статус вынужденных переселенцев, гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации от " ... "N " ... " "О вынужденных переселенцах".
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 5 указанного Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
На основании ч. 5 ст. 5 вышеуказанного закона срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до " ... ";
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до " ... ";
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Разрешение вопроса о том, какие обстоятельства в том или ином случае препятствовали лицу, признанному вынужденным переселенцем, обустроиться на новом месте жительства, что давало бы возможность продления срока действия статуса вынужденного переселенца по его истечении, относится к полномочиям органов миграционной службы и судов общей юрисдикции.
Согласно п. 56 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от " ... " N 218 решение о продлении либо об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем в течение 21 дня с даты регистрации заявления о продлении срока действия статуса в территориальном органе и оформляется протоколом, в котором указываются основания продления либо отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Протокол утверждается руководителем территориального органа либо его заместителем.
Пункт 22 Административного регламента устанавливает, что срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается:
- при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца;
- в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
В силу ст. 9 Закона Российской Федерации от 19.02.1993г. N " ... " "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации, при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации либо при возвращении в субъект Российской Федерации, территорию которого лицо было вынуждено покинуть, в случае приобретения этим лицом права пользования жилым помещением в указанном субъекте Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п 4 ст. 5 настоящего Закона.
Из материалов дела следует, что в " ... " году истцы переехали из " ... " на постоянное жительство в с. Нижняя О., О. области, приобрели статус вынужденных переселенцев, который до " ... " им уполномоченным органом продлевался. В связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца, истцы обратились в УФМС России по О. области с заявлением о продлении названного срока.
Решением комиссии по вопросам предоставления, продления, лишения, утраты статуса вынужденного переселенца УФМС России по О. области от " ... " истцам было отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на основании п. 5 ст. 5, п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993г. N " ... " "О вынужденных переселенцах" в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденных переселенцев, отсутствия обстоятельств, препятствующих заявителям в обустройстве на новом месте жительства.
При этом, комиссия исходила из того, что Куцкир В.А.Куцкир И.А. имеют постоянное жилье, поскольку член их семьи, сын Куцкир И.И., не имеющий статуса вынужденного переселенца, является собственником нескольких жилых помещений в " ... "
Полагая указанное решение незаконным, Куцкир В.А.Куцкир И.А. обратились в суд, просили признать незаконным решение об утрате статуса вынужденного переселенца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что у Управления по делам миграции МВД России по О. области имелись законные основания для отказа в продлении истцам срока действия статуса вынужденного переселенца.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, исходя из следующего.
Статус вынужденного переселенца может быть продлен при наличии одновременно ряда оснований, перечисленных в ч. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от " ... "N " ... " "О вынужденных переселенцах". В частности, статус вынужденного переселенца продлевается при условии, что вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что сын заявителя, Куцкир И.И. имеет в собственности недвижимое имущество, расположенное: " ... " на основании выписки из ЕГРП от " ... "N " ... ".
Также в собственности Куцкир И.И. имеется жилое помещение по адресу " ... " площадью N " ... " кв.м., приобретенное на основании договора купли-продажи.
С " ... " года по настоящее время административные истцы проживают в жилых помещениях, фактически предоставленных им их сыном - Куцкир И.И.
При обращении в суд истцы указали, что жилое помещение по месту их жительства, - с. Нижняя О., " ... " предоставлено им временно, однако в судебном заседании установлено, что указанное помещение принадлежит на праве собственности их сыну Куцкир И.И. Опрошенные по делу свидетели пояснили, что сын Куцкир И.И. каких-либо мер, направленных на воспрепятствование проживанию истцов, не осуществлял.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, принимая во внимание, что под обустройством вынужденных переселенцев на новом месте жительства согласно действующему законодательству понимается именно их жилищное обустройство, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности отказа Куцкир В.А. в продлении статуса вынужденного переселенца.
Закон "О вынужденных переселенцах" предусматривает, что членами семьи вынужденного переселенца являются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем (ч. 3 ст. 1).
Целью Закона Российской Федерации от " ... "N " ... " "О вынужденных переселенцах" является защита прав вынужденных переселенцев. Законодатель предусмотрел дополнительные гарантии и права на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, чтобы поставить их в равные условия с иными категориями граждан Российской Федерации. Обустройство вынужденных переселенцев на новом месте жительства по смыслу п. 4 ст. 5 и ст. 7 названного закона связано с обеспечением вынужденных переселенцев и членов их семьи жилыми помещениями для постоянного проживания.
Те обстоятельства, что сын Куцкир В.А. в настоящее время проживает по иному адресу, заключение между ними договора найма, не свидетельствуют о том, что заявитель не обустроена на новом месте жительства.
Наличие в собственности у сына истцов жилого помещения, а также факт проживания истцов в указанной квартире являются достаточными доказательствами обустройства вынужденного переселенца.
Судебная коллегия полагает, что судом сделан правомерный вывод о том, что истцы не подпадают под категорию вынужденных переселенцев, которым может быть оказана государственная поддержка в жилищном обустройстве на новом месте жительства, поскольку фактически они обустроены и длительное время проживают в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи - Куцкир И.И., который имеет в собственности другие жилые помещения, каких-либо претензий о фактическом проживании не высказывает.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 настоящего Закона.
На основании п. 9, 17, 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29.06.2012г. N 218 (далее - Административный регламент), решения о предоставлении статуса вынужденного переселенца и продлении срока его действия принимаются территориальным органом. Срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца (п. 22 Административного регламента).
Обустройство вынужденных переселенцев на новом месте жительства по смыслу п. 4 ст. 5, ст. 7 Закона в первую очередь связано с обеспечением вынужденных переселенцев и членов их семьи жилыми помещениями для постоянного проживания. Порядок такого обустройства определяется Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " N 845.
Исходя из представленных доказательств в их совокупности, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что административные истцы, самостоятельно выбрав место жительства на территории Российской Федерации, в 1999 года были вселены сыном в жилое помещение, предоставленное им сыном Куцкир И.И., до настоящего времени зарегистрированы по соответствующему адресу. Факт регистрации Куцкир В.А., Куцкир И.П. по адресу: О. область, " ... " подтверждается адресной справкой, представленной в материалы дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение Управления по делам миграции МВД России по О. области об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца законным и обоснованным, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Довод административных истцов Куцкир В.А., Куцкир И.П. о том, что проживание в квартире сына не является основанием для отказа в продлении статуса вынужденного переселенца, поскольку совместного хозяйства с сыном не ведут, не являются членами его семьи является не обоснованным, поскольку ведение совместного хозяйства с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем распространяется лишь на других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, которые могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца.
Из положений п. 3 ст. 1 Закона "О вынужденных переселенцах" следует, что проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители вне зависимости от ведения с вынужденным переселенцем общего хозяйства с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем относятся к членам семьи вынужденного переселенца.
Доводы истцов о том, что 2-х квартирный жилой " ... " по адресу: " ... " признан аварийным в соответствии с актом обследования помещения от " ... ". составленным межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы Нижнеомского муниципального района от " ... "N " ... ", а также заключением по результату обследования (экспертизы) технического состояния жилого здания, судебная коллегия отклоняет как не имеющие правового значения для спора.
Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от " ... "N " ... ", срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства.
Вынужденным переселенцем Куцкир В.А и членами её семьи приняты меры к самостоятельному обустройству на новом месте жительства
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнеомского районного суда О. области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.