Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Старостиной Г.Г.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 26 июля 2017 года
дело по апелляционной жалобе администрации Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области на решение Таврического районного суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие администрации Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области в отсутствии надлежащей организации по взаимодействию Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области с Единой дежурно - диспетчерской службой администрации Таврического муниципального района Омской области.
Обязать администрацию Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области в течении 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу организовать взаимодействие Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области с Единой дежурно-диспетчерской службой администрации Таврического муниципального района Омской области, путем утверждения порядка действий при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области, утверждения графика дежурств, назначения ответственного лица, утверждения должностной инструкции ответственного лица".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Прокурор Таврического района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Луговского сельского поселения Таврического МР Омской области, просил признать незаконным бездействие администрации Луговского сельского поселения Таврического МР Омской области в отсутствии надлежащей организации по взаимодействия Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Луговского сельского поселения с Единой дежурно-диспетчерской службой администрации Таврического МР Омской области, обязать администрацию Луговского сельского поселения Таврического МР Омской области организовать взаимодействие Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Луговского сельского поселения с Единой дежурно-диспетчерской службой администрации Таврического муниципального района Омской области, путем утверждения порядка действий при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области, утверждения графика дежурств, назначения ответственного должностного лица в указанной сфере, утверждения должностной инструкции данного лица.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Митина Ю.А. поддержала измененные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Луговского сельского поселения Таврического МР Омской области Ермакович В.Е. измененные исковые требования не признал.
Представитель заинтересованного лица администрации Таврического МР Омской области Ермакович В.Е. заявленный административный иск так же не признал.
Представитель заинтересованного лица МУ "Хозяйственное управление администрации Таврического муниципального района Омской области - Ермакович В.Е. исковые требования не признал.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области - Ермакович В.Е. просит решение суда отменить, принять новое.
Полагает ссылки прокурора на пункты 3,6 и 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций необоснованными. Отмечает, что постановлением от " ... "N " ... " на территории Луговского сельского поселения создана и осуществляет свою деятельность Комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Луговского сельского поселения. Дополнительно отмечает, что в положение комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций Луговского поселение включены требования п. 9 указанного Положения, указано на необходимость взаимодействия с органами и структурами в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, назначено ответственное лицо. Вопреки выводам суда в п. 2.1 положения комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций Луговского сельского поселения называет как одну из задач обеспечение согласованности действий органов местного самоуправления и организации при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и прочее, необходимости указывать все субъекты взаимодействия не имеется.
Ссылается на представленную в судебное заседание документацию, подтверждающую передачу информации и взаимодействие в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Отмечает, что суд в мотивировочной части решения указывает нормы, относящиеся к защите населения и территории от ЧС, когда за уровнем поселения закреплен вопрос только участия в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселения. Полагает, что в администрации сельского поселения в силу закона дежурно-диспетчерская служба создана быть не может, ссылки суда на п. 3 Постановления администрации Таврического муниципального района Омской области несостоятельны. Ссылка суда на пункты ГОСТа Р" ... ".99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" фактического обоснования не имеет, поскольку указанный ГОСТ имеет свое применение для города, а не для сельского поселения. Кроме того, вывод суда в части оценки организации взаимодействия комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций поселения и единой дежурно-диспетчерской службой муниципального района судом не мотивирован.
Прокурором Таврического района Омской области Пономаревым С.Е. на апелляционную жалобу принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании прокурор Свита М. Н. заявила об отказе от требований в части возложения обязанности на Администрацию Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области по утверждению графика дежурств, назначения ответственного лица, утверждения должностной инструкции, просила решение суда в указанной части отменить с прекращением производства по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав прокурора Свита М. Н., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле доказательства, а также дополнительно представленные доказательства, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.310 КАС РФ).
Такие нарушения судом первой инстанции допущены не были.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от " ... " N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации (ст. 4 вышеуказанного Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от " ... "N " ... " утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее Положение).
Согласно п. 3 Положения единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В соответствии с п. 10 Положения постоянно действующими органами управления единой системы являются на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 11 Положения органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Таврического муниципального района Омской области от " ... "N " ... " создана единая дежурная диспетчерская служба Таврического района " ... "
В соответствии с п. 6 Положения на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно пункту 7 Положения координационными органами единой системы являются на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
Постановлением администрации Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области от " ... "N " ... " создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержден её состав, положение о комиссии, назначено ответственное лицо за организацию решения задач в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Луговского сельского поселения " ... "
Согласно п. 9 Положения основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются координация деятельности органов управления и сил единой системы (подп. "б"); обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций (подп. "в").
Из положения о комиссии, утв. постановлением администрации Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области от " ... "N " ... ", следует, что комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и обеспечению пожарной безопасности является координационным органом муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области на территории Луговского сельского поселения. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти области и местного самоуправления, заинтересованными организациями и общественными объединениями " ... "
Во исполнение Закона N 68-ФЗ, положения, утв. постановлением Правительства РФ " ... "N " ... ", постановления Правительства РФ от " ... "N " ... " N "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, постановления Главы Таврического муниципального района от " ... "N " ... " "О создании единой дежурно-диспетчерской службе Таврического муниципального района Омской области" " ... " заключено соглашение между Администрацией Таврического муниципального района Омской области и Администрацией Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области " ... "
Согласно указанному соглашению оно определяет порядок сбора, обмена и предоставления информации об угрозе и возникновении ЧС, нарушении в работе систем и объектов жизнедеятельности Таврического муниципального района, иной информации между единой дежурно-диспетчерской службой и администрацией сельского поселения.
В соглашении прописано, что относится к незамедлительной, срочной, обобщенной информации, но во всяком случае, предоставление информации администрацией сельского поселения диспетчеру единой диспетчерской службе должно осуществляться ежедневно с 8 до 10 часов.
Как следует из копий рабочих тетрадей оперативного дежурного ЕДДС Таврического муниципального района за период " ... ", с " ... " по " ... ", которые содержат информацию, передаваемую с 06 часов 45 минут до 21 часов 00 минут ОМВД, РЭС, СПУ, ЦРБ, ЖКХ, сведений о передаче информации от администрации Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области рабочие тетради не содержат.
Такая информация администрацией сельского поселения не предоставляется, взаимодействие комиссии с единой дежурно-диспетчерской службой администрации Таврического муниципального района Омской области, не организовано, в такой ситуации суд первой инстанции правомерно признал бездействие администрации незаконным с возложением обязанности организовать взаимодействие комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций Луговского сельского поселения с единой дежурно-диспетчерской службой администрации Таврического муниципального района Омской области.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что в положение о комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций Луговского сельского поселения включены требования п. 9 Положения, которые исполняются, при том положении, что не исполняется соглашение от " ... ". во внимание приняты быть не могут.
Ссылки на то, что указанное соглашение исполняется, опровергаются представленными журналами копий рабочих тетрадей оперативного дежурного ЕДДС Таврического муниципального района за период " ... ", с " ... " по " ... ", а также пояснениями данными в суде апелляционной инстанции представителем ответчика, подтвердившим то обстоятельство, что ежедневно соответствующая информация не передается.
Указание на то, что п. 4 постановления администрации Луговского сельского поселения от " ... "N " ... " назначено ответственное лицо, не опровергают выводов суда, поскольку как указано выше ежедневное информирование дежурного ЕДДС Таврического муниципального района не осуществляется.
Доводы жалобы относительно того, что суд в мотивировочной части решения приводит все нормы, относящиеся к защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, что в силу ч. 3 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", предписывающей запрет на закрепление вопроса местного значения за сельским поселением, предусмотренного п. 23 ч. 1 ст. 14 Закона, безосновательны.
Суд не решал вопроса о выполнении администрацией мероприятий, направленных на организацию и осуществление мер по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ошибочное применение судом ГОСТ Р" ... "-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от " ... "N " ... "-ст к неправильному рассмотрению дела не привело.
Вопреки доводам жалобы правовое обоснование иска прокурором определено верно.
Ссылки в жалобе на несоответствие административного искового заявления прокурора требованиям КАС РФ во всяком случае поводом для вмешательства в обжалуемое решения являться не могут.
С учетом поступления от прокурора заявления об отказе от требований в части возложения обязанности на Администрацию Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области по утверждению графика дежурств, назначения ответственного лица, утверждения должностной инструкции, решение суда в указанной части подлежит отмене с прекращением производства по делу.
В остальной части решение суда судебная коллегия находит решение законным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таврического районного суда Омской области от " ... " в части возложения обязанности на Администрацию Луговского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области по утверждению графика дежурств, назначения ответственного лица, утверждения должностной инструкции отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.