Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андриановой И.В.,
судей: Дрокиной С.Г., Альчиковой Е.В.,
прокурора Лесняк Е.Н.,
при секретаре Тёткиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 мая 2017 г. гражданское дело по исковому заявлению администрации города Тамбова к Харькову В.А. об устранении препятствий по заключению договора мены жилого помещения с собственником жилого помещения и выселении его с предоставлением другого жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Администрации г.Тамбова Карабанова А.Н. на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 02 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Дрокиной С.Г., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Тамбова обратилась в суд с иском к Харькову В.А. о заключении договора мены, а также о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований администрация указала, что Харьков В.А. является собственником квартиры ***
Решением Исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся дом N*** признан аварийным.
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013г. N443 указанный дом включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 01 сентября 2017 года расселение жильцов дома намечено на II квартал 2014 года.
Во исполнение требований областной программы и Федерального закона от 21.07.2007г. N185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", жилищным комитетом администрации г.Тамбова проводилась работа по переселению граждан зарегистрированных в доме N***. В целях ускорения решения жилищной проблемы и в интересах граждан, администрацией г.Тамбова приобретены квартиры с целью расселения граждан.
14.08.2015г. Харькову В.А. направлено уведомление о принятии решения о переселении до 01.10.2015г.
23.09.2015г. в адрес жилищного комитета администрации г.Тамбова поступило обращение Харькова В. А. о согласии на предоставление в рамках программы переселения из аварийного жилья другого жилого помещения взамен принадлежащего Харькову В.А..
Администрацией г.Тамбова приобретена квартира с использованием бюджетных средств по адресу: ***, общей площадью 64,9 кв.м., однако Харьков В.А. от переселения в указанную квартиру отказывается.
Представитель администрации считает, что поскольку Харьков В.А. как собственник жилого помещения, выразил свою позицию в отношении способа переселения, требования ст.32 ЖК РФ администрацией г.Тамбова соблюдены.
Просил считать заключенным договор мены квартиры N2 общей площадью 38,9 кв.м. дома *** на квартиру N***, принадлежащей городскому округу-город Тамбов без доплаты с Харьковым В.А. с одной стороны и администрацией г.Тамбова с другой стороны, с передачей в собственность Харькову В.А. квартиры N194 общей площадью
64,9 кв.м, в доме ***, в собственность муниципального образования городской округ г.Тамбов квартиры N2 общей площадью 38,9 кв.м, в доме N***.
Выселить Харькова В.А. из квартиры N*** с предоставлением другого жилого помещения - квартиры N***
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 02 марта 2017 года исковые требования администрации города Тамбова к Харькову В.А. об устранении препятствий по заключению договора мены жилого помещения с собственником жилого помещения и выселении его с предоставлением другого жилого помещения оставлены без удовлетворения.
Представителем администрации г.Тамбова принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене обжалуемого решения суда.
В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
В доводах жалобы автор указывает, что отказ собственника от переселения не основан на законе, поскольку реализация Программы направлена на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в домах, признанных аварийными в части создания безопасных условий для их проживания.
Денежные средства выделенные на реализацию указанной Программы освоены. Жилые помещения для переселения граждан из аварийного жилого фонда приобретены.
Суд, отказывая в удовлетворении требований администрации г.Тамбова не принял во внимание стоимость предоставляемой квартиры, предоставляемое жилое помещение больше по площади квартиры, находящейся у Харькова В.А. в собственности.
В возражениях на апелляционную жалобу Харьков В.А. просил оставить обжалуемое решение без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены постановленного судом решения по следующим основаниям.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В силу ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32.
В силу ч.9 ст.32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст.32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт "и").
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что ответчик не согласен с переселением из спорной квартиры в предоставленную истцом квартиру, то есть согласие собственника на предоставление ему другого жилого помещения взамен изымаемого отсутствует; администрацией не соблюдена процедура изъятия жилого помещения; ответчику не была предложена выплата выкупной цены изымаемой квартиры; от заключения договора мены на предложенных администрацией города условиях ответчик отказался.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований, заявленных администрацией г.Тамбова.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая была известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для изменения или отмены оспариваемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 02 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Тамбова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.