Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего Е.А. Ковешниковой
Судей И.В. Андриановой, С.Г. Дрокиной
При секретаре О.П.Истоминой
С участием прокурора Д.В. Судоргина
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Тамбова к Н.А., С.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, Г.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, Н.А., А.М., И.М. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней В.И., Е.А. и Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области о выселении с предоставлением другого жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации города Тамбова на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 09.10.1975 г. N1568 "О мерах по переселению граждан из аварийных домов" *** признан аварийным.
Постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. N443 "Об утверждении областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 01 сентября 2017г." утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 и до 01 сентября 2017 г., в которую включен ***.
Во исполнение требований областной программы и Федерального закона от 21.07.2007 г. N185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", жилищным комитетом администрации г. Тамбова проводилась работа по переселению граждан, зарегистрированных в ***.
Квартира N 7, общей площадью 41,5 кв.м, вышеуказанного дома является муниципальной собственностью, в которой зарегистрированы и проживают Лукичева Н.А., Попов С.В., Попова А.С., Андреева Т.И., Андреева Г.А., Королева Н.А., Королев А.М., Гусева И.М., Гусева В.И., Бровкина Е.А., Андреева А.И.
Постановлением администрации г.Тамбова N 9657 от 31.12.2015г. постановленопредоставить семье Лукичевой Н.А. (наниматель) *** общей площадью 50,4 кв.м., в *** Б по *** взамен занимаемой ранее *** аварийном жилом ***.
Совершеннолетние члены семьи Лукичевой Н.А. от переселения из *** аварийного *** отказались в связи с тем, что жилая площадь предоставляемой им квартиры меньше жилой площади занимаемой квартиры.
Администрация города Тамбова обратилась в суд с иском к Лукичевой Н.А. и другим выше перечисленным членам ее семьи о выселении с предоставлением другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что *** включен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Квартира *** вышеуказанного дома является муниципальной собственностью.
Постановлением администрации г. Тамбова от 31.12.2015 г. N 9657 гражданам, зарегистрированным в ***, предоставлена ***, общей площадью 50,4 кв. м, в *** Б по *** взамен занимаемой ими квартиры в аварийном доме с составом семьи: Лукичева Н.А., Попов С.В., Попова А.С., Андреева Т.И., Андреева Г.А., Королева Н.А., Королев А.М., Гусева И.М., Гусева В.И., Бровкина Е.А., Андреева А.И. Однако, указанные граждане в добровольном порядке переселиться в предоставленное жилое помещение отказались. Данный отказ является незаконным, поскольку проживание в аварийном жилом фонде создает угрозу их жизни и здоровью, а также препятствует реализации программы по переселению граждан. Просит выселить Лукичеву Н.А., Попова С.В., Попову А.С., Андрееву Т.И., Андрееву Г.А., Королеву Н.А., Королева А.М., Гусеву И.М., Гусеву В.И., Бровкину Е.А., Андрееву А.И. из *** с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения *** Б по *** и обязать заключить договор социального найма жилого помещения - *** Б по *** с МКУ "Долговой центр".
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 марта 2017 года отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения и удовлетворении исковых требований в полном объеме. В жалобе указано, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что *** правомерно внесен в реестр аварийного жилищного фонда и включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ***, на 2013г. и до 01.09.2017г., утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 29 апреля 2013 года N 443. Положения ч.1 ст.89 ГК РФ при предоставлении семье Лукичевой Н.А. *** общей площадью 50,4 кв.м. ***"б" по *** администрацией *** соблюдены.
Автор жалобы полагает, что признание жилого дома объектом культурного наследия не влияет на существо спора, так как ФЗ "Об объектах культурного наследия(памятник истории и культуры) народов Российской Федерации" не регулирует жилищные права нанимателей муниципальных жилых помещений. Жилищный кодекс РФ также не ставит осуществление жилищных прав и обязанностей нанимателей муниципального жилья в зависимость от признания жилого дома объектом культурного наследия.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст.85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что переселение ответчиков в предлагаемое жилое помещение значительно ухудшает их жилищные условия, поскольку жилого помещения (квартиры) ****** по состоянию на 21.06.2008г. квартира является однокомнатной, имеет общую площадь 41,5 кв.м., жилая площадь 28,0 кв.м., а по уточненным данным последней инвентаризации жилая площадь данной квартиры составляет 29,1 кв.м. Квартиру *** в *** Б по *** однокомнатная квартира имеет общую площадь 50,4 кв.м., из которой жилая составляет 19,0 кв.м. Суд пришел к выводу о том, что предоставляемое ответчикам жилое помещение не является равнозначным по потребительским свойствам и ухудшает положение ответчиков, поскольку жилая площадь новой квартиры значительно меньше, чем площадь квартиры, которую истцы занимают в настоящее время.
Данные выводы суда первой инстанции, коллегия находит ошибочными, так как в силу ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 85-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Таким образом, из приведенной выше нормы права следует, что предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Данная норма не содержит указаний на равнозначность квартир по жилой площади.
Следовательно, предоставляемая ответчикам квартира не только равнозначна по общей площади, но и превышает ее.
Вместе с тем, изложенные выше обстоятельства не могут повлиять на решение суда в сторону его отмены, поскольку имеется другое основание, которое не позволяет признать решение суда незаконным.
Из материалов дела видно, что *** включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения, принятых под государственную охрану, что следует данным инвентарного дела *** на домовладение *** по ***.
Так, в соответствии с п.10 ст.16.1 Федерального закона от 25.06.2002 г. N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" снос выявленного объекта культурного наследия запрещен.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что нормы жилищного законодательства должны применяться с учетом законодательства об охране объектов культурного наследия.
Данных о том, что принято решение о реконструкции дома администрацией г. Тамбова суду не представлено.
Областной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 01 сентября 2017г., утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. ***, *** включен в Перечень домов, в отношении которых проведена финансовая поддержка по переселению граждан. В данную программу дом включен именно как аварийный, семьи которых подлежат переселению.
Указанная областная программа принята в рамка реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Условиями данного закона предусмотрено переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.32,86, частями2 и 3 ст.88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть включая, в том числе и переселение граждан из аварийного жилья, подлежащего реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Целью областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 1 сентября 2017 г. также является улучшение условий проживания граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, расположенном на территории Тамбовской области, признанном в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Механизмом реализации вышеназванной Программы и порядок ее осуществления контроля за ходом ее исполнения (раздел 5) предусмотрено, что гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, занимаемых по договорам социального найма, в соответствии со ст.86, ч.3 ст.88 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются также по договорам социального найма жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположен аварийный дом, отвечающие установленным жилищным законодательством требованиям и находящимся в черте населенного пункта, в котором расположен аварийный дом, или в границах другого населенного пункта Тамбовской области, с письменного согласия граждан в соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса РФ.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с реконструкцией дома предусмотрен ч.3 ст.88 Жилищного кодекса РФ, в силу которой, если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение, занимаемое нанимателем и членами его семьи по договору социального найма, не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления, другое жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма наймодателем до начала капитального ремонта или реконструкции.
После проведения капитального ремонта или реконструкции дома наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи вправе вселиться в жилое помещение, общая площадь которого в результате проведения капитального ремонта или реконструкции уменьшилась.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования администрации г. Тамбова о выселении ответчиков из занимаемого ими жилого помещения, расположенного в жилом доме, являющемся объектом культурного наследия и подлежащем обязательной реконструкции по основаниям, предусмотренным ст.86 ЖК РФ - предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не подлежат удовлетворения, поскольку решения о сносе жилого дома не принималось и не могло быть принято в силу того, что он отнесен к объектам культурного наследия, подлежащим обязательной реконструкции.
Оснований, предусмотренных ст.88 Жилищного кодекса РФ, в частности, частью 3 данной нормы, к выселению ответчиков истцом не заявлялось.
В силу же ч.2 ст.88 Жилищного кодекса РФ взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению.
Исходя из чего переселение ответчиков в рамках данной Программы в другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма возможно только при соблюдении условий, предусмотренных ст.88 Жилищного кодекса РФ, что следует и из положений самой Программы, то есть с их согласия, которое получено не было.
Таким образом, наниматель жилого помещения и члены его семьи имеют право выбора любого из названных способов обеспечения их жилищных прав, предусмотренных ст.88 Жилищного кодекса Российской Федерации, что не было учтено администрацией г.Тамбова, тогда как жилищные права ответчиков в данном случае основаны на едином их праве - предоставления жилого помещения в связи с реконструкцией дома.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы послужить основанием для вмешательства в решение суда, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, коллегия
Определила:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.