Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Босси Н.А.,
судей: Бучневой О.А., Дрокиной С.Г.,
при секретаре: Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июля 2017 года гражданское дело по иску Алешина А.В. к Военному комиссариату Тамбовской области о признании отказа в присвоении звания "Ветерана военной службы" незаконным, присвоении указанного звания и выдаче соответствующего удостоверения,
по апелляционной жалобе Алешина А.В. в лице его представителя Соловова В.А. на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 10 апреля 2017 года,
заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алешин А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о признании отказа в присвоении звания "Ветерана военной службы" незаконным, присвоении указанного звания и выдаче соответствующего удостоверения, указав в обоснование заявленных требований, что с ***. по ***. он проходил военную службу, в том числе на территории независимой Украины. Приказом начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины от ***. был уволен с военной службы по возрасту. Приказом Министерства обороны СССР от ***. он был награжден медалью "За безупречную службу" *** степени. В настоящее время он является гражданином РФ и проживает в г.Тамбове.
***. он обратился в Военный комиссариат Тамбовской области по вопросу присвоения звания "Ветеран военной службы" и выдачи соответствующего удостоверения.
***. ответчик отказал ему в присвоении указанного звания, поскольку он был уволен в запас из вооруженных сил Украины, с чем он не согласен. Полагает, что в соответствие со ст.5 Федерального закона от 12.01.1995г. "О ветеранах" имеет право на получение статуса ветерана военной службы, поскольку награжден медалью СССР и прослужил на военной службе *** лет. Просил суд признать отказ военкомата в присвоении ему звания ветерана военной службы и выдаче соответствующего удостоверения незаконным, признать за ним права на указанное звание и возложить на ВКТО обязанность выдать удостоверение "Ветеран военной службы".
В ходе рассмотрения спора истец уточнил основания иска, указав, что независимая Украина вошла в состав стран СНГ и осуществила реформирование Вооруженных Сил СССР. Затем были созданы войска стратегического назначения и общего назначения стран СНГ. Он был уволен в запас из Объединенных Вооруженных Сил стран СНГ, что дает ему право на получение требуемого статуса.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 10 апреля 2017 года Алешину А.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Алешин А.В. просит названное решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылаясь на статью 1 Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (Минск, 14 февраля 1992 г.), автор жалобы указывает, что односторонние ограничения прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленные ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, не допускаются. Государства - участники Содружества вправе принимать меры по усилению социальной зашиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. При таких обстоятельствах за гражданами России, уволенными со службы в армии на территории Украина после распада Союза ССР сохраняются их права и социальные гарантии, установленные законами Российской Федерации, которая как правопреемник бывших социалистических республик, подписавшая международные договора гарантирует исполнение законодательства в отношении бывших военнослужащих Союза ССР.
Указывает, что суд первой инстанции не рассматривал вопрос относительно законности и обоснованности письменного отказа ответчика от ***. в присвоении ему звания "Ветеран военной службы" и выдаче соответствующего удостоверения, и не дал данному обстоятельству правовой оценки.
Кроме того, рассмотрение вопроса о признании права на звание "Ветеран военной службы" относится к компетенции комиссии Министерства обороны Российской Федерации. Задача ответчика состоит только в направлении его документов в указанную комиссию.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР в период с *** года по *** года.
С *** года до *** года Алешин А.В. являлся военнослужащим Вооруженных Сил Украины.
Уволен истец с военной службы приказом начальника генерального штаба ВС Украины N*** от *** года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Алешина А.В., суд обоснованно пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О ветеранах", ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных сил СССР, Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных сил государств-участников СНГ, созданных в соответствии с уставом СНГ, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет *** лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).
Понятие военной службы дано в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в котором указано, что военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.
Общий срок прохождения военной службы истцом в Вооруженных Силах СССР составляет *** лет *** месяцев.
Сведений о том, что истец проходил службу в Объединенных Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с уставом Содружества независимых Государств, материалы личного дела не содержат и доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, истцом не предоставлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, время прохождения Алешиным А.В. службы в Вооруженных Силах республики Украина в период с *** года до *** года не подлежит зачету в стаж службы, необходимый для присвоения звания "ветеран военной службы", поскольку это прямо противоречит положениям ст.5 Федерального закона "О ветеранах".
При этом ссылка в апелляционной жалобе на положения ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не влияет на существо спорных правоотношений. В соответствии с указанной нормой за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств-участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. В данном случае, закон "О статусе военнослужащих" не определяет порядок присвоения звания "ветеран военной службы", а также возможность учета времени военной службы в составе ВС иностранных государств в общую продолжительность военной службы для получения звания "ветеран военной службы".
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Тамбова от 10 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алешина А.В. в лице его представителя Соловова В.А. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.