Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Бурашниковой Н.А.,
судей: Курохтина Ю.А., Баранова В.В.,
при секретаре: Рудаковой О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кирсановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кирсановского района Тамбовской области о возложении обязанности обеспечить надлежащее освещение в темное время суток,
по апелляционной жалобе администрации Кирсановского района Тамбовской области на решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 20 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
установила:
Кирсановский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кирсановского района Тамбовской области о возложении обязанности обеспечить надлежащим освещением в темное время суток участок автодороги от знака обозначающего муниципалитет "Уваровщинский сельский совет" до остановки возле ул.Заборачной п.Овсяновская дорога Уваровщинского сельсовета Кирсановского района.
Решением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 20 февраля 2017 года административные требования истца удовлетворены в полном объеме, на администрацию Кирсановского района Тамбовской области возложена обязанность обеспечить надлежащим освещением в темное время суток участок автодороги "Тамбов - Пенза - Кирсанов - Саратов - с. Овсяновка Кирсановского района" от знака, обозначающего муниципалитет "Уваровщинский сельский совет", и расположенного *** дорога до жилого *** дорога Кирсановского района.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Кирсановского района Тамбовской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, приводя следующие доводы.
Возлагая обязанность на органы местного самоуправления провести мероприятия, финансирование которых не предусмотрено в бюджете муниципального образования на соответствующий год плановый период, суд, по сути, "перераспределяет" бюджетные средства, что не относится к его компетенции.
Кирсановский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в Кирсановский районный суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, хотя на основании Федерального Закона N 23-Ф3 от 08.03.2015 года должен был обратиться в порядке административного судопроизводства, так как по предмету и субъекту спора речь идет о рассмотрении публичного спора, что согласно ст. 1 КАС РФ отнесено к рассмотрению судами в порядке административного судопроизводства. Автор жалобы полагает, что суд не должен принимать к рассмотрению данное дело в порядке ГПК РФ.
Кроме того, суд не указал конкретный срок исполнения решения суда, что затрудняет, по мнению административного ответчика, его исполнение. Также, обращают внимание апелляционной инстанции на то, что акт выявленных недостатков не имеет юридической силы, т.к. лица, проводившие измерения освещенности спорного участка дороги не имели специальных познаний в данной области.
Просит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации Кирсановского района Тамбовско области Гриднева Р.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
Согласно ч. 1ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом N131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправлении Российской Федерации" определен перечень вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 5 ст. 14 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправлении Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 18 вышеназванного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Органы местного самоуправления в соответствии с положениями ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязаны в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.Статьей 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что вышеназванный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно п.5 ст.3 вышеназванного закона к элементам обустройства автомобильных дорог относятся сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. N 221 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" ("Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения") (далее - ГОСТ).
Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дброг, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационому состоянию технических средств организации дорожного движения, при этом, все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п.4 указанного ГОСТа включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в ходе проведения Кирсановской межрайонной прокуратурой проверки по обращению Никулина Р.А. по вопросу отсутствия уличного освещении в населенном пункте было выявлено, что участок автодороги "Тамбов-Пенза-Кирсанов-Саратов-с.Овсяновка Кирсановского района" от знака, обозначающая муниципалитет "Уваровщинский сельский совет" до жилого *** дорога Кирсановского района искусствениий освещением не оборудован, не созданы условия обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, правильно применив нормы материального права суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности факта совершения администрацией Кирсановского района бездействия, которое заключается в ненадлежащей организации искусственного освещения на вышеуказанной автомобильной дороге, находящейся в населенном пункте.
В этой связи вывод суда о нарушении права граждан на безопасность дорожного движения, жизни и здоровья граждан, основан на материалах дела. Судом также учтено, что знак, обозначающий муниципалитет "Уваровщинский сельский совет" расположен вблизи жилого *** дорога, Кирсановского района Тамбовской области, меры к устранению приведенных нарушений не принимаются, в связи с чем требования прокурора обоснованно признаны законными, обоснованными и судом удовлетворены в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4,5 ст. 310 КАС РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кирсановского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.