Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Уварова В.В.
судей Баранова В.В., Епифановой С.А.
при секретаре Переплётовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 июня 2017 г. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать работу по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходных потоков
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 г.
Заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Октябрьского района г. Тамбова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Тамбова о признании незаконным бездействия по не организации работы по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного по Бульвару Энтузиастов в районе пересечения с улицей Социалистическая г. Тамбова, светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходных потоков и возложении обязанности организовать работу по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода по указанному адресу светофорным объектом.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова проверки было установлено, что нерегулируемый пешеходный переход, расположенный по Бульвару Энтузиастов в районе пересечения с улицей Социалистическая г. Тамбова, не оборудован светофорной сигнализацией.
Согласно информации УГИБДД УМВД России по Тамбовской области с 2012 г. на данном нерегулируемом пешеходном переходе произошло 7 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом транспортных средств на пешеходов, в которых 1 пешеход - ребенок погиб и 7 человек получили ранения, в том числе 3 детей.
14 ноября 2016 г. зарегистрировано еще одно дорожно-транспортное происшествие данной категории, в котором 1 ребенок получил ранения. Данный участок дороги является местом концентрации дорожно-транспортных происшествий. Произошедшие автоаварии могли быть предотвращены при наличии светофорного регулирования. УГИБДД УМВД России по Тамбовской области в администрацию г. Тамбова неоднократно вносились предложения о необходимости введения светофорного регулирования на указанном участке дороги. Однако администрацией г. Тамбова мероприятия по организации дорожного движения не выполнены, что создает угрозу безопасности движения пешеходов, ущемляет права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 г. требования прокурора Октябрьского района г. Тамбова удовлетворены.
На администрацию г. Тамбова возложена обязанность организовать работы по оборудованию пешеходного перехода, расположенного по Бульвару Энтузиастов в районе пересечения с улицей Социалистической г. Тамбова, светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходных потоков.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова Попова В.А., действующая по доверенности, просит данное решение отменить.
Указывает, что муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется в пределах установленных полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Таким лицом на территории г. Тамбова является муниципальное бюджетное учреждение "Спецдорсервис", созданное администрацией г.Тамбова в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Тамбова и постановлением администрации г. Тамбова от 19.04.2011 N 2536 "О реорганизации муниципального учреждения "Дирекция городских дорог" путем выделения" в целях решения вопросов местного значения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Являясь бюджетным учреждением МБУ "Спецдорсервис" в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которому бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. При этом одним из основных видов деятельности МБУ "Спецдорсервис" является организация и выполнение работ по содержанию, ремонтно-строительных работ в отношении городских территорий, дорог, тротуаров и искусственных сооружений, непосредственно связанных с дорогой, элементов обустройства автомобильных дорог, а так же организация работ по обеспечению безопасности дорожного движения, относящихся к компетенции учреждения.
Финансирование МБУ "Спецдорсервис" осуществляется путем выделения субсидии из бюджета городского округа - г. Тамбов на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг в рамках заключенного соглашения между комитетом городского хозяйства администрации г. Тамбова и МБУ "Спецдорсервис" о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг.
Финансирование выполнения работ по введению светофорного регулирования на территории г. Тамбова предусмотрено муниципальной программой "Обеспечение безопасности населения г. Тамбова, защита его жизненно важных интересов и противодействие преступности" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации г. Тамбова от 14.11.2013 N 9634.
Средства (субсидии) на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода доведены до МБУ "Спеццорсервис" в соответствии с уставной деятельностью учреждения.
С учетом изложенного автор жалобы полагает, что администрацией г. Тамбова предприняты все необходимые организационно-распорядительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения на территории г. Тамбова, в том числе по оборудованию спорного нерегулируемого пешеходного перехода светофорным объектом.
При этом в силу своих полномочий администрация г. Тамбова не осуществляет фактическое выполнение действий по установке светофорных объектов.
Выслушав представителя администрации г. Тамбова Пономареву Т.В., изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из материалов административного дела и не оспаривается административным ответчиком, Бульвар Энтузиастов и улица Социалистическая в г. Тамбове относятся к дорогам местного значения, обязанность по содержанию которых и обеспечению безопасности дорожного движения возложена федеральным законом на орган местного самоуправления.
Согласно п. 7.2.14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст, светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из четырех условий, в том числе при условии если на перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации.
В соответствии с п. 7.2.15 указанного Национального стандарта светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводится на дороге с числом полос две и более в каждом направлении.
Названные требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, в силу чего подлежат обязательному исполнению.
Судом материалами административного дела установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения было установлено, что нерегулируемый пешеходный переход по Бульвару Энтузиастов в районе пересечения с улицей Социалистической в г. Тамбове не оборудован светофорной сигнализацией.
Согласно сообщения УМВД России по Тамбовской области от 26 октября 2016 г. в период с 2012 г. на данном нерегулируемом пешеходном переходе произошло 7 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом транспортных средств на пешеходов, в которых 1 пешеход - ребенок погиб и 6 человек получили ранения, в том числе 2 детей.
По данному пешеходному переходу проходит маршрут движения детей - пешеходов в школу N 31 г. Тамбова.
21 октября 2016 г. на данном пешеходном переходе совершен наезд транспортного средства на детей, следовавших в указанное образовательное учреждение, в результате которого двое детей получили ранения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции также исходил из того, что УГИБДД УМВД России по Тамбовской области в адрес администрации г. Тамбова неоднократно вносились представления о необходимости введения светофорного регулирования на указанном перекрестке улиц, которые органом местного самоуправления оставлены без исполнения.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии бездействия со стороны административного ответчика и возложении на него обязанности организовать работу по оборудованию пешеходного перехода, расположенного по Бульвару Энтузиастов в районе пересечения с улицей Социалистической г. Тамбова, светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходных потоков.
Указанное бездействие административного ответчика создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасные условия движения.
Довод апелляционной жалобы о том, что МБУ "Спецдорсервис" создано для эффективного использования средств местного бюджета, направляемых на финансирование работ по содержанию автомобильных дорог и основной уставной деятельностью которого является, в том числе установка недостающих технических средств организации дорожного движения, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие соответствующего муниципального задания данному муниципальному учреждению на введение светофорного регулирования на заявленном пересечении улиц, а также не представлено сведений о необходимом размере средств местного бюджета и фактическое осуществление финансирования данного муниципального задания на указанные цели.
Утверждение постановлением администрации г. Тамбова от 14 ноября 2013 г. N 9634 муниципальной программы "Обеспечение безопасности населения г. Тамбова, защита его жизненно важных интересов и противодействие преступности на 2014 - 2020 годы", в рамках которой предусмотрено осуществление мероприятий по введению светофорного регулирования и установке дополнительного оборудования на светофорные объекты в г. Тамбове, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку утверждение данной программы при отсутствии доказательств её фактической реализации, не свидетельствует о принятии органом местного самоуправления всех необходимых и достаточных организационно-распорядительных мер по обеспечению безопасности дорожного движения на указанном перекрестке улиц.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам административного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении административного дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Тамбова Поповой В.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.