Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С.А., Баранова В.В.,
при секретаре: Кулешовой А.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тамбову (Далее ИФНС России по г. Тамбову) к Муратову Серверу Энверовичу о взыскании задолженности и пени по земельному налогу,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Поповой Ольги Анатольевны на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 28 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
установила:
Административный ответчик Муратов С.Э. в 2014 году являлся собственником двух земельных участков: с кадастровым номером *** по адресу: ***, кадастровой стоимостью 1 456 080 руб., и с кадастровым номером *** по адресу: ***.
ИФНС России по г.Тамбову обратилась в Ленинский районный суд г.Тамбова с иском о взыскании с Муратова С.Э. недоимки по земельному налогу и пени, указав, что ответчику за 2014 г. начислен земельный налог в общей сумме 331 964 руб. В связи с наличием недоимки по земельному налогу, Муратову С.Э. также начислены пени в сумме 12 562,74 руб. Поскольку ответчиком налоговые обязательства не были исполнены, налоговым органом в адрес Муратова С.Э. было направлено требование N 26615 от 13.10.2015 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 25.11.2015 г. добровольно выплатить сумму недоимки и пеней. Однако данное требование оставлено административным ответчиком без исполнения.
По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N1 Ленинского района г.Тамбова 24.05.2016 г. был вынесен судебный приказ о взыскании в пользу ИФНС России по г.Тамбову с должника Муратова С.Э. земельного налога и пени за просрочку его уплаты. По заявлению Муратова С.Э. данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 23 июня 2016 г.
С учетом уточнения исковых требований в ходе судебного заседания ИФНС по г. Тамбову просила взыскать с Муратова С.Э. в доход местного бюджета г. Тамбова задолженность по земельному налогу за 2014 год в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в сумме 304 511 руб., а также пени по земельному налогу за период с 01.06.2015 г. по 13.10.2015 г. в сумме 11 467 руб. 10 коп.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 28 марта 2017 года исковые требования ИФНС России по г. Тамбову удовлетворены, с административного ответчика в доход местного бюджета взыскана задолженность по земельному налогу за 2014 г. в сумме 304 511 руб., а также пени по земельному налогу за период с 01.06.2015 г. по 13.10.2015 г. в сумме 11 467 руб. 10 коп. и государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 6 359 руб. 78 коп.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Попова О.А. просит отменить названное решение и принять по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований налогового органа. Обосновывая свою жалобу, ее автор указывает на тот факт, что административный истец направлял уведомление N 1178434 об оплате земельного налога, а также требование N 26615 и административный иск по настоящему делу, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного Постановлением Администрации Тамбовской области N 1276 от 11.11.2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" (далее - Постановление N 1276), в размере 21 839 732,72 рубля. Иных уведомлений и требований до рассмотрения настоящего административного дела ИФНС России по г. Тамбову с перерасчетом земельного налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 20 300 761,00 рубль, утвержденной Постановлением Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 г., Муратову С.Э. не направлялось.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2014 г. кадастровая стоимость земельного участка была оспорена и установлена в размере 6 414 900,00 рублей.
Также судебная коллегия Тамбовского областного суда в апелляционном определении от 24.02.2016 г. указала, что кадастровая стоимость земельного с кадастровым номером ***, установленная решением Арбитражного суда Тамбовской области в размере 6 424 900,00 рублей, должна применяться для целей налогообложения с 01.01.2014 г. Указанное апелляционное определение не обжаловалось ИФНС России по г. Тамбову и вступило в законную силу.
Таким образом, автор жалобы считает, что земельный налог за 2014 г. на земельный участок с кадастровым номером *** должен рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области в размере 6 414 900,00 рублей, и составлять 96 223,50 рубля.
В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Тамбову просит оставить ее без удовлетворения, а решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 марта 2017 года - без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанной в судебном заседании представителем административного ответчика Муратова С.Э. по доверенности Поповой О.А., выслушав возражения представителя ИФНС России по г.Тамбову по доверенности Новоселовой Ю.С., судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 3 ч. 3 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке - неправильное истолкование законаю
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, Административный ответчик Муратов С.Э. в 2014 году являлся собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в связи с чем является плательщиком земельного налога.
На данный объект налогообложения ИФНС России по г.Тамбову был начислен земельный налог за 2014 г. в размере 304 511 руб., и которая налоговым органом заявлена к взысканию.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции полагал, что земельный налог за 2014 год должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 20 300 761,00 руб., утвержденной Постановлением Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 г. Ссылаясь на разъяснения, содержащиеся в п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", указывает, что законных оснований для применения кадастровой стоимости земельного участка при исчислении земельного налога за 2014 г. в размере 6 414 900 руб., установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2014 г. не имеется, поскольку указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости только 12.02.2015 г.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду неправильного истолкования норм действующего законодательства.
В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с абз.5 ст.24.20 "Закона об оценочной деятельности" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Апелляционная инстанция полагает, что суд первой инстанции правильно применив вышеуказанные нормы Закона, дал им ошибочное толкование, поскольку в данном случае предметом оспаривания являлась кадастровая стоимость земельного участка в размере 20 300 761,00 руб., оспариваемая в Арбитражном суде Тамбовской области.
Установленная решением арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2014 года кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости и составляющая 6 414 900 руб., является уже результатом оспаривания и должна применяться для целей налогообложения, начиная с 1 января 2014 года.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части размера взыскиваемого налога за 2014 год, рассчитываемого, исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 6 414 900 руб. и составляющего 96 223, 50 руб. (6 414 900 руб. х 1.5% (налоговая ставка)).
В свою очередь, учитывая, что обязанность по уплате земельного налога надлежащим образом, в установленные законом сроки административным ответчиком исполнена не была, у административного истца в силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации возникло право начисления пени за несвоевременную уплату причитающихся сумм налогов.
Указанное обстоятельство не оспаривалось представителем административного ответчика в суде апелляционной инстанции.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в части размера взыскиваемого земельного налога за 2014 г. с Муратова Сервера Энверовича в доход местного бюджета и принятием в этой части нового решения, которым взыскать с Муратова Сервера Энверовича в доход местного бюджета задолженность по земельному налогу за 2014 год по земельному участку с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***, в сумме 96 223, 50 рублей,
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 28 марта 2017 года отменить в части размера взыскиваемого земельного налога за 2014 г. с Муратова Сервера Энверовича в доход местного бюджета и принять в этой части по административному делу новое решение.
Взыскать с Муратова Сервера Энверовича в доход местного бюджета задолженность по земельному налогу за 2014 год по земельному участку с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в сумме 96 223, 50 рублей,
В остальной части решение оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.