Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Баранова В.В., Епифановой С.А.
с участием прокурора Судоргина Д.В.
при секретаре: Кулешовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению МОМВД России "Рассказовский" к Азарскову Владимиру Александровичу об установлении административного надзора
по апелляционной жалобе Азарскова Владимира Александровича на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 мая 2017 года
Заслушав доклад судьи Уварова В.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
МОМВД России "Рассказовский" обратился в суд административным исковым заявлением к Азарскову В.А. об установлении административного надзора.
В обоснование заявленных требований указано, что
В заявлении указано, что Азарсков В.А. совершил особо тяжкое преступление, за что приговором Моршанского районного суда от 20.08.2001 года признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
После освобождения 09.06.2012 года Азарсков В.А. поставлен на профилактический учет в МОМВД России "Рассказовский". За время нахождения на профилактическом учете Азарсков В.А. административных правонарушений не допустил. По месту жительства Азарсков В. А. характеризуется удовлетворительно, жалоб со стороны соседей не поступало, проживает совместно с супругой *** М.С. и двумя несовершеннолетними детьми, трудоустроен в ИП КФХ *** на должность ***.
Административный истец просил установить Азарскову В.А. административный надзор на срок до 09.06.2020 года, за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве со следующими ограничениями:
- запрещение посещения кафе, баров и иных питейных заведений;
- запрещение выезда за пределы Тамбовской области;
- обязательной явкой два раза в месяц в МО МВД России "Рассказовский" для регистрации.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11.05.2017 года административные исковые требования МОМВД России "Рассказовский" удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Азарсков В.А. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
По мнению автора жалобы МОМВД России "Рассказовский" превысил свои полномочия при обращении в суд с заявлением об установлении в его отношении административного надзора, не имея каких-либо доказательств нарушений с его стороны
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанной в судебном заседании Азарсковым В.А., выслушав возражения представителя МОМВД России "Рассказовский" Тумакова А.С., выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом частью 2 статьи 3 названного Федерального закона предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Учитывая, что последнее преступление Азарсковым В.А. совершено при особо опасном рецидиве, относится к категории особо тяжких, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении в отношении последнего административного надзора.
При определении срока административного надзора суд правильно руководствовался положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", так как преступление совершено Азарсковым В.А. при особо опасном рецидиве. Поскольку преступления, за которые отбывал наказание Азарсков В.А., относятся как к категории тяжких, срок административного наказания судом не может быть установлен менее 8 лет.
В соответствии с п. "д" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на дату вынесения приговора Моршанским районным судом Тамбовской области от 20 августа 2001г.) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания. Поэтому суд первой инстанции обоснованно установиладминистративный надзор до погашения судимости.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд вправе установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения административные ограничения. Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбытия наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Установленные судом административные ограничения в отношении Азарскова В.А. применены с учетом положений Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", указанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и личности осужденного.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Азарскова В.А. о том, что ему необоснованно установлен административный надзор, так как он в течение пяти лет после отбытия наказания административных правонарушений не совершал, характеризуется положительно, не могут служить основанием к отказу в установлении административного надзора. Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам права, фактическим обстоятельствам дела и оснований считать их ошибочными не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Азарскова Владимира Александровича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.