Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С.А., Баранова В.В.,
при секретаре: Кулешовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Жилкина Владимира Владимировича к администрации г. Тамбова о признании действий по отказу в проведении публичного мероприятия в форме митинга незаконными, обязании согласовать проведение данного публичного мероприятия
по апелляционной жалобе Жилкина Владимира Владимировича на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 27 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
установила:
Жилкин В.В. обратился с административным иском в суд, в котором просил признать отказ в проведении публичного мероприятия в форме митинга незаконным, и обязать Управление по связям с общественностью администрации г.Тамбова согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга на 29.04.2017 год в период с 14 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин.
В обоснование заявленных требований указано, что 14.04.2017 г. Жилкин В.В. обратился в Управление по связям с общественностью администрации г. Тамбова с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга, запланированного на 29.04.2017 г. в период с 14 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. перед зданием культурно - досугового центра "Мир" по адресу: г. Тамбов, ул. Бастионная, д.57. Письмом от 14.04.2017 г. N 3-51-1235/17 Управлением по связям с общественностью администрации г.Тамбова Жилкину В.В. сообщено о том, что в соответствии с постановлением администрации г.Тамбова от 13.04.2017 года N 2157 на территории г.Тамбова 29.04.2017 г. запланировано проведение фестиваля "Апрельский субботник" на открытых площадках г.Тамбова, в связи с чем проведение иных публичных мероприятий не представляется возможным.
Считает, что письмо администрации Управления по связям с общественностью администрации г.Тамбова в нарушение положений Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 года N 4-П не содержит в себе альтернативного места для проведения публичного мероприятия, а также не содержит мотивированный отказ в проведении публичного мероприятия в указанном организатором месте. Отказ в проведении публичного мероприятия в форме митинга нарушает права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, установленные ст. 31 Конституцией РФ, п. 1 ст. 20 Всеобщей декларацией прав человека, ст. 21 Международным пактом о гражданских и политических правах.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 27.04.2017 г. в удовлетворении административного иска Жилкину В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Жилкин В.В. просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Кроме того, ссылаясь на ст. 189 КАС РФ просит изменить способ исполнения судебного решения и обязать администрацию города Тамбова выплатить компенсацию морального вреда в размере 45550 рублей за нарушение прав граждан собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Выражает несогласие с доводами суда о том, что действующее законодательство не предусматривает в любых случаях абсолютного согласования проведения публичного мероприятия. Настоящая правовая позиция противоречит законодательству, а также официальному толкованию, изложенному в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Как подчеркивается в Определении Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 года N 484-О-П "По жалобе граждан Лаишанкина А.В., Шадрина Д.П. и Шимоволоса С.М. на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Кроме того, поддержанный судом довод ответчика о том, что администрация не имеет возможности согласовать публичное мероприятие, потому что в течение всего дня на допустимых площадках территории города запланировано проведение фестиваля "Апрельский субботник", не соответствует Постановлению администрации г. Тамбова от 13.04.2017 года N 2157. В Постановлении указано, что проведение указанных публичных мероприятий в рамках "Апрельского субботника" проводится в определенное время в течение дня. В частности, площадка перед зданием по ул. Бастионная, д. 57, которую истец согласовывал под проведение своего митинга, использовался под "Апрельский субботник" в период с 14-00 до 16-00. Аналогично в Постановлении администрации г. Тамбова от 13.04.2017 года N2157 перечислены и другие площадки с указанием точного времени проведения публичных мероприятий. Соответственно, администрация г. Тамбова имела возможность согласовать публичное мероприятие "Надоел" на указанной площадке или на других площадках в другое время, чего, в свою очередь, не было сделано в нарушение правовой позиции, обязательной для Ленинского районного суда г. Тамбова, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 484-О-П.
Также считает несостоятельными выводы Ленинского районного суда г. Тамбова о том, что проведение указанного публичного мероприятия было невозможно вследствие нарушения общественного порядка, поскольку, во-первых, имелась объективная возможность администрации г. Тамбова согласовать акцию в другое время на указанных площадках, а, во-вторых, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 года N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко", органы публичной власти должны проявлять определенную толерантность по отношению к мирным собраниям даже тогда, когда они могут вызвать некоторое нарушение обыденной жизни, включая помехи уличному движению, так как иначе свобода собраний лишилась бы своего содержания. Соответствующая правовая позиция также отражена в Постановлении от 15.11.2007 года по делу "Галстян против Армении", в Постановлении от 17.05.2011 года по делу "Акгел и Гел против Турции", а также в Постановлении от 10.07.2012 года по делу "Берладир и другие против России".
Представитель административного ответчика - администрации г.Тамбова в судебное заседание не явился. Согласно ходатайству, имеющемуся в материалах дела, просит рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанной в судебном заседании Жилкиным В.В., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях " проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В части 1.1 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ указано, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно - политического характера места.
Постановлением администрации Тамбовской области от 10 декабря 2012 года N 1544 "Об утверждении перечня единых специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест определён перечень единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест.
В судебном заседании установлено, что 14.04.2017 г. в администрацию города Тамбова поступило уведомление Жилкина В.В. о проведении 29.04.2017 г. публичного мероприятия в форме митинга с названием "Надоело!" с целью привлечения общественного внимания и выражения мнения населения по проблеме плохих дорог, обманутых дольщиков, дачников, чьи строения находятся в зоне магистрального газопровода, низкой эффективности работы органов исполнительной и законодательной власти, слабой организации антикоррупционных мер в Тамбовской области, неэффективной экономической политике в регионе, формализма тамбовских чиновников, роста цен и низкой социальной защищенности. Митинг состоится перед зданием культурно-досугового центра "Мир" по адресу: г. Тамбов ул. Бастионная, д. 57, с 14 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, с заявленной численностью участников 300 человек.
Данное уведомление соответствовало требованиям, предусмотренным ч.1, 2 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В качестве обстоятельства, обуславливающего отказ в согласовании проведения митинга с органом местного самоуправления в ответе администрации города Тамбова N 3-51-1235/17 от 14.04.2017 г. было указано, что на основании постановления администрации города Тамбова N 2157 от 13.04.2017 г. на территории города Тамбова на эту дату запланировано проведение фестиваля "Апрельский субботник" на открытых площадках города Тамбова, в том числе перед зданием культурно-досугового центра "Мир".
Пунктом 2 названного постановления от 13.04.2017 года утвержден план мероприятий указанного фестиваля на открытых площадках города Тамбова согласно приложению. В соответствии с этим планом площадка перед зданием культурно - досугового центра "Мир" комитетом по развитию потребительского рынка товаров и услуг задействована под проводимую 29.04.2017г. с 11 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. ярмарку выходного дня по продаже товаров тамбовских производителей.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что одновременное проведение нескольких мероприятий невозможно, поскольку будет препятствовать достижению целей, поставленных каждым из организаторов мероприятия, а также будет нарушать права их участников на свободу слова и участие в публичных мероприятиях. А поэтому оспариваемые действия административного ответчика соответствуют требованиям действующего законодательства.
Апелляционная инстанция соглашается с данным выводом, поскольку он согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, Постановление от 15 января 1998 года N 2-П, Постановление от 18 февраля 2000 года N 3-П, Определение от 1 июня 2010 года N 705-О-О) и соответствует п.2 ст.4 Закона Тамбовской области от 6 декабря 2012 года N 220-З "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Тамбовской области", принятого Тамбовской областной Думой 30 ноября 2012 года, в котором указано, что "в одном специально отведённом месте в одно время не может быть проведено более одного публичного мероприятия".
Доводы апелляционной жалобы получили надлежащую оценку в судебном решении и не дают оснований сомневаться в правильности сделанных судом первой инстанции выводов.
Доводы апелляционной жалобы Жилкина В.В. направлены на иное толкование закона, иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 27 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилкина Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.