Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С.А., Карнауховой И.А.,
с участием прокурора: Лесняк Е.Н.,
при секретаре: Кулешовой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Лечебно - исправительного учреждения N 7 УФСИН России по Тамбовской области (далее ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области) об установлении административного надзора в отношении Понамарева Алексея Алексеевича,
по апелляционной жалобе Понамарева Алексея Алексеевича на решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 3 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
установила:
ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Понамарева А.А.
В обоснование заявленных требований Учреждение указало, что Понамарев А.А. осужден приговором Рассказовского районного суда Тамбовской области от 20.01.2015 года по п. "в" ч.3 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы. На основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию присоединена неотбытая часть наказания по приговору Советского районного суда г. Тамбова от 23.01.2013 года (с учетом постановления Кирсановского районного суда Тамбовской области от 09.07.2014 г.) с применением п. "б" ч.1 ст. 71 УК РФ окончательно определено 2 года 10 месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
15.09.2016 года постановлением Кирсановского районного суда Тамбовской области на основании ст.80 УК РФ неотбытое наказание по приговору Рассказовского районного суда Тамбовской области от 20.01.2015 года заменено на исправительные работы сроком на 1 год 1 месяц 16 дней с удержанием 10% заработка в доход государства.
17.01.2017 года постановлением Советского районного суда г.Тамбова с учетом постановления Советского районного суда г.Тамбова от 27.02.2017 года неотбытое наказание, назначенное постановлением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 15.09.2016 года в виде исправительных работ, заменено на лишение свободы сроком на 4 месяца 15 дней в колонии строгого режима. Осужденный Понамарев А.А. подлежит освобождению из мест лишения свободы 01.06.2017 года.
За время отбывания наказания в ФКУ ЛИУ-7 Понамарев А.А. зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Поощрений не имеет. Имеет 2 взыскания в виде выговоров от 16.02.2017 года.
Поскольку Понамарев А.А. осужден за совершение преступлений, которые относятся к категории тяжких, его действия образуют опасный рецидив, административный истец просил суд установить в отношении ответчика административный надзор сроком на 8 лет со следующими административными ограничениями: обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования без уведомления специального органа, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., если это не связано с работой в ночное время суток.
Решением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 3 мая 2017 года заявление ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области об установлении административного надзора в отношении Понамарева А.А. удовлетворено.
Суд установилв отношении ответчика административный надзор сроком на восемь лет в виде следующих административных ограничений:
- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц;
- не выезжать за пределы г. Тамбова без уведомления специального органа;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., если это не связано с работой в ночное время суток.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В своей апелляционной жалобе Понамарев А.А. просит названное решение районного суда отменить и вынести новое решение, поскольку тяжкое преступление было совершено им не при опасном рецидиве, а при простом рецидиве преступлений.
Так же в обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм процессуального права, поскольку суд не известил его о дате и месте рассмотрения дела, а судебное заседание проведено без участия его защитника и при отсутствии возможности подготовиться ответчику к рассматриваемому делу.
Кроме того автор жалобы указывает на допущенные ошибки в написании его характеристики в административном иске, а так же в установочной части решения суда, где его фамилия указана как Пономарев.
В возражениях на апелляционную жалобу Кирсановская межрайонная прокуратура просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом частью 2 статьи 3 названного Федерального закона предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Учитывая, что последнее преступление Понамаревым А.А. совершено при опасном рецидиве, относится к категории тяжких, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении в отношении последнего административного надзора.
При определении срока административного надзора суд правильно руководствовался положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", так как преступление совершено Пономаревым А.А. при опасном рецидиве. Поскольку преступления, за которые отбывал наказание ФИО8, относятся к категории тяжких, срок административного наказания судом не может быть установлен менее 8 лет.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд вправе установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения административные ограничения. Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбытия наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Установленные судом административные ограничения в отношении Пономарева А.А. применены с учетом положений Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", указанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и личности осужденного.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
Наряду с этим апелляционная инстанция считает возможным резолютивную часть решения в части возложения обязанности не выезжать за пределы города Тамбова без уведомления специального органа изложить в следующей редакции: обязать не выезжать за пределы муниципального образования, являющегося его местом жительства без уведомления специального органа, поскольку Понамарев А.А. вправе проживать не только в г.Тамбове.
Довод жалобы Понамарева А.А. о том, что он не был извещен о времени и месте судебного заседания по рассмотрению иска учреждения об установлении ему административного надзора, в результате чего не смог подготовиться к судебному заседанию, опровергается материалами дела.
Частью 2 ст.272 КАС РФ установлено, что административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Административное исковое заявление вручено Понамареву А.А. 26.04.2017 г. (л.д.16), извещение о времени и месте судебного заседания - 02.05.2017 г.; судебное заседание назначено на 03.05.2017 г.
Учитывая сокращенный срок рассмотрения данной категории дел, судебная коллегия находит, что судебное извещение было вручено Понамареву А.А. заблаговременно и у него было достаточно времени для подготовки к административному делу.
В п. 1 ч. 1 ст. 45 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии, заявлять ходатайства. Данное право лица, участвующие в деле, реализуют по своему усмотрению.
В судебном заседании суда первой инстанции 03 мая 2017 года Понамарев А.А. участвовал, ему были разъяснены его права, однако ходатайств об ознакомлении с материалами дела, об отложении дела в связи с необходимостью извещения его защитника он не заявлял. В судебном заседании 03 мая 2017 года судом исследовались все материалы дела, что подтверждается протоколом судебного заседания (л.д. 25-26).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда об установлении административного надзора и административных ограничений является законным и обоснованным, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда
определила:
Резолютивную часть решения Кирсановского районного суда Тамбовской области от 03 мая 2017 г. в части возложения обязанности не выезжать за пределы г.Тамбова без уведомления специального органа изменить и изложить в следующей редакции: обязать не выезжать за пределы муниципального образования, являющегося его местом жительства без уведомления специального органа.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Понамарева Алексея Алексеевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.