Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С.А., Баранова В.В.
с участием прокурора: Лесняк Е.Н.
при секретаре: Кулешовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК N 8 УФСИН России по Тамбовской области к Иванникову Владимиру Михайловичу об установлении административного надзора
по апелляционной жалобе Иванникова Владимира Михайловича на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 27 апреля 2017 года
Заслушав доклад судьи Уварова В.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК N 8 УФСИН России по Тамбовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Иванникову В.М. об установлении административного надзора.
В обоснование заявленных требований указано, что Иванников В.М. осужден 25.09.2012 года Нагатинским районным судом г.Москвы по ст.ст.30 ч.3, ст. 228.1 ч.2 п. "б" УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Осужденный Иванников В.М. подлежит освобождению из мест лишения свободы 19.06.2017 года в связи с отбытием срока наказания. За период отбывания наказания Иванников В.М. допустил 56 нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что налагалось 54 взыскания. Поощрений не имеет. Имеющиеся дисциплинарные взыскания погашены. Администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно.
Поскольку Иванников В.М. ранее судим за совершение, в том числе, тяжких преступлений, судимости по которым в установленном законом порядке не сняты и не погашены, что в соответствии с п. "а" ч.3 ст. 18 УК РФ образует особо опасный рецидив преступлений, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области просили установить в отношении него административный надзор сроком на 8 лет со следующими административными ограничениями:
- запретить посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участвовать в них;
- запретить пребывать вне жилого и иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23.00 часов до 06.00 часов;
- обязательно являться четыре раза в месяц в органы внутренних дел для регистрации по месту жительства или пребывания.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 27 апреля 2017 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Иванникову В.М. установлен административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями:
- запретить пребывать вне жилого и иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23.00 часов до 06.00 часов;
- обязательно являться два раза в месяц в органы внутренних дел для регистрации по месту жительства или пребывания.
В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В жалобе в Тамбовский областной суд, Иванников В.М. просит решение суда изменить в части срока административного надзора, установив, на основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N64-ФЗ надзор сроком один год. Основанием для изменения срока является тот факт, что основания для назначения административного надзора сроком 8 лет истекают через 6 месяцев после его освобождения из мест лишения свободы, в связи с погашением судимости, образующей рецидив.
Также указывает, что ни административным истцом, ни судом первой инстанции ему не были предоставлены копии документов, на которых мотивированны заявленные требования. Также ему не было предоставлено достаточного количества времени для подготовки к судебному заседанию, что привело к нарушению его прав.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом частью 2 статьи 3 названного Федерального закона предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.Учитывая, что последнее преступление Иванниковым В.М. совершено при особо опасном рецидиве, относится к категории тяжких, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении в отношении последнего административного надзора.
При определении срока административного надзора суд правильно руководствовался положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", так как преступление совершено Иванниковым В.М. при особо опасном рецидиве. Поскольку преступления, за которые отбывал наказание Иванников В.М., относятся как к категории тяжких, срок административного наказания судом не может быть установлен менее 8 лет.
В соответствии с п. "д" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на дату вынесения приговора Нагатинского районного суда г.Москвы от 25 сентября 2012г.) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания. Поэтому суд первой инстанции обоснованно установиладминистративный надзор до погашения судимости.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд вправе установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения административные ограничения. Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбытия наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Установленные судом административные ограничения в отношении Иванникова В.М. применены с учетом положений Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", указанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и личности осужденного.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы Иванникова В.М. о том, что ему необоснованно установлен административный надзор на 8 лет, поскольку его судимость по приговору от 21 ноября 2005г. погашается в январе 2018 года, не могут служить основанием к отказу в установлении административного надзора и отмене решения суда, так как на момент установления надзора судимости не погашены. А, кроме того, погашение прежней судимости в процессе исполнения административного надзора, значения не имеет, поскольку срок административного надзора может быть ограничен только сроком давности погашения той судимости, после отбытия которой и был установлен административный надзор.
Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам права, фактическим обстоятельствам дела и оснований считать их ошибочными не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 27 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванникова Владимира Михайловича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.