Апелляционное постановление Московского окружного военного суда г. Москвы от 03 июня 2017 г. по делу N 22К-257/2017
Московский окружной военный суд в составе: председательствующего - судьи Маурина В.С., при секретаре Подлесной Н.А., с участием военного прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры подполковника юстиции Веркальца В.А., следователя по особо важным делам военного следственного управления Следственного комитета России по г. Москве капитана юстиции Ластовского А.С., подозреваемого Юсуфова А.М., его защитников - адвокатов Кулакова Ю.В. и Гаджиева З.Р. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении окружного военного суда материалы судебной проверки по апелляционной жалобе адвоката Кулакова Ю.В. на постановление судьи Московского гарнизонного военного суда от 21 июня 2017 года, в соответствии с которым военнослужащему ФСБ России "данные изъяты"
Юсуфову ФИО1, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", несудимому,
подозреваемому в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 2911 УК РФ, избрана мера пресечения в виде заключения по стражу на срок 1 (один) месяц 29 (двадцать девять) суток, то есть до 17 августа 2017 года включительно.
Заслушав после доклада председательствующего выступления подозреваемого и его защитников в обоснование апелляционной жалобы, следователя, возражавшего против ее удовлетворения, а также мнение прокурора, полагавшего необходимым обжалуемое постановление оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
Органами предварительного следствия Юсуфов подозревается в посредничестве во взятничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере.
19 июня 2017 года в отношении Юсуфова и других лиц возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 2911 УК РФ, на следующий день он задержан в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении этого преступления, допрошен в качестве подозреваемого, а 21 июня постановлением судьи Московского гарнизонного военного суда в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 1 месяц 29 суток, то есть до 17 августа 2017 года включительно.
В апелляционной жалобе защитник подозреваемого Юсуфова - адвокат Кулаков, расценивая постановление судьи как незаконное и необоснованное, приводит следующие доводы.
Указывает на то, что в протоколе задержания Юсуфова не указаны мотивы этого процессуального действия, что является нарушением ч. 2 ст. 92 УПК РФ.
По мнению автора жалобы, в обжалуемом судебном постановлении вопреки положениям п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога" не указано, на основании каких фактических данных суд пришел к выводу о том, что Юсуфов может скрыться от органов следствия и суда, оказать воздействие на участников уголовного судопроизводств, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по делу.
Настаивает на том, что таких данных не имеется, в связи с чем избрание Юсуфову меры пресечения в виде заключения под стражу безосновательно.
Считает голословным вывод суда первой инстанции о том, что избрание меры пресечения в виде домашнего ареста не сможет гарантировать надлежащего поведения подозреваемого.
Со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 года N 372-О утверждает, что мера пресечения не может состоять в прямой зависимости от тяжести содеянного.
Обращает внимание на то, что Юсуфов является гражданином России, ранее не судим, не привлекался к какой-либо ответственности, полковник, имеет множество наград, постоянное место жительство в г. Москве и не собирается скрываться от органов следствия и суда либо иным путем воспрепятствовать производству по делу.
В заключение жалобы адвокат просит постановление судьи отменить и избрать в отношении Юсуфова меру пресечения в виде домашнего ареста.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 97, 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3 лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый скроется от предварительного следствия или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Уголовно-процессуальные нормы, определяющие основания для избрания подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу, направлены не только на охрану прав и законных интересов личности от необоснованного применения столь строгой меры процессуального принуждения, но и на недопущение воздействия лица, к которому она применяется, на ход уголовного судопроизводства.
Указанное предполагает оценочный подход суда к данным, представленным органами предварительного следствия, которые могут свидетельствовать о воспрепятствовании подозреваемым производству по делу.
Как видно из представленных материалов Юсуфов подозревается в совершении особо тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет.
Также из материалов судебной проверки видно, что, являясь действующим сотрудником следственного управления ФСБ России, Юсуфов имеет обширные связи в правоохранительных органах, осведомлен о способах и методах производства предварительного следствия и оперативно-розыскных мероприятий.
Кроме того, в представленных материалах содержатся фактические данные, свидетельствующие о причастности Юсуфова к совершению преступления, в котором он подозревается.
С учетом изложенного окружной военный суд полагает правильным вывод судьи гарнизонного военного суда о том, что, находясь на свободе, Юсуфов может скрыться от следствия и суда или иным способом воспрепятствовать производству по делу.
Данные о его личности и семейном положении сами по себе не могут являться безусловным основанием для изменения меры пресечения на более мягкую, в том числе на домашний арест, о чем просил защитник.
Каких-либо данных о невозможности содержания Юсуфова под стражей по состоянию здоровья не установлено.
Протокол задержания Юсуфова в полной мере соответствует требованиям ч. 2 ст. 92 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3899, 38913, п. 1 ч. 1 ст. 38920 и 38928 УПК РФ, Московский окружной военный суд
постановил:
постановление судьи Московского гарнизонного военного суда от 21 июня 2017 года об избрании подозреваемому Юсуфову ФИО1 меры пресечения в виде заключения по стражу на срок 1 (один) месяц 29 (двадцать девять) суток, то есть до 17 августа 2017 года включительно, оставить без изменения, а апелляционную жалобу адвоката Кулакова Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Верно.
Судья
В.С. Маурин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.