Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 08 июня 2017 г. по делу N 33а-787/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей: Дзадзиева Д.А., Левицкого Б.Ф.,
при секретаре Давлетовой Т.М.,
с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Кулинич В.Е. на решение Московского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2017 года, которым удовлетворен административный иск военнослужащего "данные изъяты" (далее - академия) подполковника Дмитриева Евгения Владимировича об оспаривании действий начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел), связанных с исключением его и членов его семьи из списка на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Левицкого Б.Ф., объяснения административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Дмитриев и члены его семьи (всего 4 человека) решением начальника 5 отдела Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - 5 отдел ДЖО МО РФ) от 3 декабря 2015 года N включены с 17 ноября 2015 года в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в "адрес".
Решением начальника 1 отдела от 21 ноября 2016 г. N Дмитриев с членами семьи исключен из списка нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений. В обоснование принятого решения должностное лицо сослалось на п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, абз. 7 п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 20110 года N 1280.
Полагая свои права нарушенными, Дмитриев обратился с административным иском в суд, в котором просил признать незаконным решение начальника 1 отдела об исключении его и членов его семьи из списка нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, и обязать должностное лицо отменить решение от 21 ноября 2016 г. N.
Кроме того, административный истец просил суд возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины - 300 рублей.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Дмитриева удовлетворил.
Представитель начальника 1 отдела Кулинич В.Е., считая решение незаконным, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и в удовлетворении административного иска Дмитриеву отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Кулинич приводит пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8, пункты 2, 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, обращает внимание, что Дмитриев с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения обязан был представить справку о сдаче служебного жилого помещения по предыдущему месту военной службы, а не её копию, свидетельства о регистрации по месту жительства на себя и членов семьи, договор найма жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Ссылаясь на п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", ст. 178, часть 8 статьи 226 КАС РФ, полагает, что суд не вправе признавать обоснованным оспариваемое решение, действия (бездействие), со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения полный комплект документов в отношении Дмитриева и членов его семьи в 1-й отдел не поступал.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 и 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 20110 года N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - Инструкция).
В силу пунктов 2 и 5 Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу, к которому прикладываются соответствующие документы, в том числе справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии), копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельства о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Военнослужащие, представившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В силу ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Анализ изложенного позволяет прийти к выводу, что основанием для включения военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений является заявление военнослужащего, а также документы, подтверждающие отсутствие у него в собственности, пользовании или владении жилых помещений по месту службы, в том же населенном пункте. При этом члены семьи военнослужащего включаются в названный список в случае совместного проживания с ним.
Материалы дела свидетельствуют, что после окончания военно-инженерного университета Дмитриев с июня 2003 года проходил военную службу по контракту в "адрес" и там ему была предоставлена служебная двухкомнатная квартира (по "адрес"). В апреле 2012 года Дмитриев был переведен для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть N ("адрес"), а с 15 марта 2013 года он и супруга зарегистрированы по месту прохождения военной службы ("адрес"). По указанному адресу зарегистрированы дети (сын, родившийся 24 декабря 2013 г. и дочь, родившаяся 18 июня 2015 г.).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2015 года Дмитриев зачислен слушателем академии. При этом 29 октября 2015 года Дмитриев сдал в "адрес" служебную квартиру в "адрес", что подтверждается справкой N.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Анализ правовых норм дает основания для вывода, что при принятии должностными лицами структурного подразделения уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированной организации (структурного подразделения организации) решения по вопросу включения военнослужащего и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений, а также правомерности нахождения в таком списке, они могут самостоятельно запрашивать документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствующих органах государственной власти, органах местного самоуправления, в том числе, других структурных подразделениях уполномоченного жилищного органа.
Таким образом, предоставление административным истцом заявления с документами, в том числе заверенной копии справки о сдаче служебного жилого помещения в "адрес", не являлось препятствием для принятия начальником 5 отдела ДЖО МО РФ решения от 3 декабря 2015 года N, в соответствии с которым Дмитриев и члены его семьи были включены в список на предоставление служебных жилых помещений в "адрес" с 17 ноября 2015 года.
Последующая передача документов из 5 отдела ДЖО МО РФ в 1 отдел и проверка обоснованности включения Дмитриева в список на предоставление служебных жилых помещений не давала оснований для принятия последним оспариваемого решения от 21 ноября 2016 года N, поскольку, как верно отметил гарнизонный военный суд, 1-й отдел самостоятельно справку о сдаче административным истцом служебной квартиры не запрашивал ни в "адрес", ни у самого Дмитриева, и административным истцом жилищному органу были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные Инструкцией, в том числе и копии паспортов, а также свидетельства о рождении детей.
Поскольку Дмитриев и члены его семьи какого-либо жилого помещения в пользовании или владении по месту военной службы не имеют, в установленном порядке сдали по прежнему месту военной службы служебную квартиру, он, супруга и дети зарегистрированы по адресу воинской части, то вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения начальника 1 отдела от 21 ноября 2016 года об исключении административного истца из списка на предоставление служебных жилых помещений и обоснованно удовлетворил административный иск.
Поэтому судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2017 года по административному исковому заявлению Дмитриева Евгения Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Кулинич В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.