Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 13 июля 2017 г. по делу N 33а-974/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Павленка С.В.,
судей: Богдашова Д.А., Левицкого Б.Ф.,
при секретаре Кайдовой Е.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения "Западного регионального управления жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник 2 отдела (г. Воронеж) ЗРУЖО) Дергунова А.В. на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 19 апреля 2017 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N сержанта запаса Летягина Владимира Ивановича об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) ЗРУЖО, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилого члена семьи военнослужащего.
Заслушав доклад судьи Левицкого Б.Ф., судебная коллегия,
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, с июля 2000 года Летягин проходит военную службу по контракту, а с 29 марта 2012 года он и члены его семьи (всего 4 человека) включен в список на предоставление служебного жилого помещения.
Летягин и члены его семьи зарегистрированы по адресу войсковой части N, и поскольку служебным жилым помещением он не обеспечен снимает квартиру по договору найма.
В связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и предстоящим увольнением с военной службы, решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ЗРУЖО от 13 марта 2017 г. N Летягин с членами семьи (жена и сын) с 10 января 2017 года приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в принятии на жилищный учет дочери Летягина, ДД.ММ.ГГГГ отказано, со ссылкой на пункт 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Полагая свои права нарушенными, Летягин обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил признать незаконными решения начальника 2 отдела (г. Воронеж) ЗРУЖО об отказе в принятии дочери на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложить обязать на указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО10 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Летягина удовлетворил частично. Суд признал незаконными решения начальника 2 отдела (г. Воронеж) ЗРУЖО от 13 марта 2017 года об отказе в принятии дочери на учет нуждающихся в жилых помещениях и возложил обязанность на указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО6 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В удовлетворении требования Летягина обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) ЗРУЖО принять дочь на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд отказал.
В апелляционной жалобе начальник 2 отдела (г. Воронеж) ЗРУЖО выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Летягина.
Автор жалобы ссылается на ст. 40, ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 49 ЖК РФ, утверждает, что Летягина хоть и является дочерью военнослужащего, однако не относится к членам семьи военнослужащего в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а поэтому она подлежит обеспечению жилым помещением на общих основаниях, а не за счет Министерства обороны Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) военнослужащие до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Этой же статьей Федерального закона предусмотрено, что право на обеспечение жилым помещением имеют военнослужащие - граждане и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в пункте 25 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Часть 1 статьи 31 и часть 1 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма относят их детей, проживающих совместно с ними.
Анализ приведенных правовых норм дает основание для вывода, что совершеннолетние дети военнослужащего имеют право на улучшение жилищных условий в качестве членов его семьи в случае их совместного проживания с военнослужащим.
Доказательством совместного проживания может служить, в частности, факт постоянной регистрации (по месту жительства) вместе с военнослужащим по адресу жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, либо по адресу специализированного жилого помещения, а в случае отсутствия таких жилых помещений - по адресу воинской части.
По делу установлено, что Летягин и члены его семьи, зарегистрированы по месту жительства по адресу воинской части, в которой административный истец проходил военную службу.
Кроме того, из договора найма жилого помещения, который Летягин заключил с 31 октября 2016 года с собственником этого жилого помещения, следует, что все члены административного истца (жена, дочь и сын) включены в данный договор в качестве членов его семьи.
Доказательств, свидетельствующих о том, что дочь административного истца проживает отдельно от него ответчиком не представлено и по делу не установлено.
Таким образом, какого - либо правового значения не имеет, что дочь Летягина не обучается в образовательной организации по очной форме обучения и ей исполнилось 20 лет, и это не может являться препятствием для её нахождения на жилищном учете совместно с отцом в качестве члена его семьи.
Поэтому суд первой инстанции правильно разрешилвозникший спор и удовлетворил административный иск Летягина.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе административного ответчика, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, к отмене обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 19 апреля 2017 года по административному исковому заявлению Летягина Владимира Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения "Западного регионального управления жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.