Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Стародубцевой Л.И.,
при секретаре Михайловой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Петровой Т.В., Петрова Л.В. к администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилые помещения специализированного жилищного фонда, поступившее по апелляционной жалобе администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 30 марта 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителя администрации города Новочебоксарск Лебедевой Л.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия
установила:
Петрова Т.В., Петров Л.В. обратились в суд с иском к администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики с учетом уточнения в порядке статьи 39 ГПК РФ о возложении обязанности предоставить каждому благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что они отнесены к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их родители умерли до достижения истцами совершеннолетия. На основании постановления главы администрации Красночетайского района Чувашской Республики от 08 ноября 2012 г. N в отношении истцов была установлена опека. При этом жилое помещение за ними не закреплялось. В 2014 году администрацией г. Новочебоксарска Петрова Т.В. и Петров Л.В. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда. Принимая во внимание, что жилым помещением до настоящего времени не обеспечены, истцы просят исковые требования удовлетворить, ссылаясь на положения п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Истцы Петрова Т.В., Петров Л.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики Лебедева Л.Н. просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на отсутствие у истцов права на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того, указала, что в случае предоставления жилого помещения одному из истцов, у другого истца отпадет нуждаемость в жилом помещении, в связи с сохранением за истцами права пользования жилой площадью, находящейся по адресу: "адрес".
Третьи лица отдел опеки и попечительства администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 30 марта 2017 г. постановлено:
"Обязать администрацию города Новочебоксарск Чувашской Республики предоставить Петровой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однократно на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда города Новочебоксарск по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления.
Обязать администрацию города Новочебоксарск Чувашской Республики предоставить Петрову Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однократно на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда города Новочебоксарск по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления".
Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией города Новочебоксарск Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности. Заявитель указывает на отсутствие у истцов права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку согласно действующему законодательству реализация права должна быть произведена в порядке очередности списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах субвенций, выделенных из республиканского бюджета на указанные цели.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации города Новочебоксарск Лебедевой Л.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда, проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Петрова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Петров Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их мать ФИО1 умерла 15 апреля 2003 г., отец ФИО2 умер 23 марта 2001 г.
Постановлением главы администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республик от 16 мая 2003 г. N за истцами сохранено право пользования жилой площадью, расположенной по адресу: "адрес". При этом из материалов дела следует, что квартира "адрес" является коммунальной квартирой, в которой собственником комнаты площадью 11,1 кв.м. является постороннее лицо; комната жилой площадью 24,7 кв.м. в указанной коммунальной квартире N находится в муниципальной собственности и в муниципальной комнате коммунальной квартиры зарегистрированы наряду с истцами Петровой Т.В., Петровой Л.В., иное лицо - ФИО3. При этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ФИО3 является членом семьи истцов, поскольку истцы выехали из указанной коммунальной квартиры после смерти родителей в связи с переездом к опекуну (попечителю), после достижения совершеннолетия в указанную коммунальную квартиру не вселились, оставаясь зарегистрированными.
Актами органа местного самоуправления от 15 января 2014 г. установлен факт невозможности проживания Петрова Л.В. и Петровой Т.В. в указанной квартире, в частности по основанию, обеспеченности жильем менее учетной нормы площади жилого помещения.
На основании распоряжения главы администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики от 29 января 2014 г. N Петров Л.В., Петрова Т.В. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Само право Петрова Л.В. и Петровой Т.В. на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", стороной ответчика, третьим лицом не оспаривается.
Разрешая спор по существу, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание положения Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Петрова Л.В. и Петровой Т.В. каждого жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N42 "О регулировании жилищных отношений" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N42 "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Факт нуждаемости истцов Петрова Л.В. и Петровой Т.В. в улучшении жилищных условий и право каждого из них на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", стороной ответчика, третьим лицом не оспаривается.
Таким образом, принимая во внимание, что истцы Петров Л.В. и Петрова Т.В. относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достигли совершеннолетия, включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у истцов права на предоставление им жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом доводы апелляционной жалобы администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики о том, что с 01 января 2013 года утратил силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку исходя из приведенных выше положений действующего законодательства с момента включения в список детей-сирот на получение жилья и достижения истцами совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Более того, каждый из истцов включен в список на обеспечение специализированным жилым помещением распоряжением органа местного самоуправления от 29.01.2014г.
Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. N185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года) и статьи 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 г. N15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Закон Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. На основании изложенного, у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцам жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Следует иметь в виду, что формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки (Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2014 г. N 86-КГПР 14-7).
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством. Указанная позиция неоднократно высказывалась в определениях Верховного Суда Российской Федерации (N20-КГПР15-11 от 13.10.2015г.)
Следовательно, наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указывается в апелляционной жалобе, не должно ограничивать гарантированное истцам право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что в случае предоставления жилого помещения одному из истцов, другой истец перестанет нуждаться в специализированном жилом помещении, не влечет отмену решения суда, поскольку как следует из материалов дела актами от 15 января 2014 г. установлен факт невозможности проживания Петрова Л.В., Петровой Т.В. в квартире "адрес". Указанная квартира представляет собой коммунальную квартиру, в которой одна комната находится в собственности постороннего гражданина ФИО4, другая часть в муниципальной собственности. Причем Петров Л.В. и Петрова Т.В., а также ФИО3 зарегистрированы в ней в муниципальной комнате площадью 24,7 кв.м. (с учетом общей площади коммунальной квартиры 36,8 кв.м.) При этом зарегистрированная вместе с ним в комнате коммунальной квартиры ФИО3 не является членом семьи Петровых.
В силу абз. 4 п.1 ч.3 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. N42 "О регулировании жилищных отношений" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением.
Иных доводов апелляционная жалоба администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики не содержит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 30 марта 2017 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.