Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Дубинина А.И.,
судей Муратовой Н.И., Калединой Е.Г.,
при секретаре Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Пятиной Е.А. на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 03 апреля 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Пятиной Е.А., действующей в интересах недееспособной Пятиной К.Е., к администрации г. Ставрополя (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя) об оспаривании постановления администрации г. Ставрополя, возложении обязанности восстановить Пятину К.Е. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Пятина Е.А., действующая в интересах недееспособной Пятиной К.Е., обратилась в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что Пятина К.Е., ... 1991 года рождения, является инвалидом ... группы, что подтверждается справкой МСЭ-2007 N ... , страдает заболеванием, отнесенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 к перечню тяжелых форм хронических заболеваний. Пятина К.Е. в составе семьи своей матери 20.12.2011 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. С момента постановки на учет и включения в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и до настоящего времени жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, жилищных субсидий как инвалиду с детства или компенсационных выплат Пятиной К.Е не предоставлялось. Постановлением администрации города Ставрополя от 20.12.2016 N 2864 Пятина К.Е. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановление администрации города Ставрополя в части снятия Пятиной К.Е. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях считает незаконным и необоснованным. Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Как следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2016 N 49-КГ 16-8 к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности, перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире. В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом. Поскольку данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только указанных в ней категорий граждан, то правом состоять на учете граждан и на внеочередное предоставление жилья обладает только истица, иные члены семьи такого права не имеют. Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан. Федеральным законом от 24.11.1995
N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным органом. Таким образом, истица вправе состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.
Истица просила суд признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от 0.12.2016 N 2864 "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части снятия Пятиной К.Е., 1991 года рождения, с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исключения из списка очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в администрации города Ставрополя; обязать администрацию города Ставрополя восстановить Пятину К.Е., 1991 года рождения, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с момента постановки 20.12.2011.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 03 апреля 2017 года исковые требования Пятиной Е.А., действующей в интересах недееспособной - Пятиной К.Е., являющейся её опекуном, о признании незаконным постановления администрации города Ставрополя от 20.12.2016
N 2864 "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части снятия Пятиной К.Е., 1991 года рождения, с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исключения из списка очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в администрации города Ставрополя; возложении обязанности на администрацию города Ставрополя восстановить Пятину К.Е., 1991 года рождения, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с момента постановки 20.12.2011, - оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением, Пятина Е.А. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседании судебной коллегии истцом Пятиной Е.А. представлено заявление о прекращении производства по делу, в связи с отказом от исковых требований. Пятина Е.А. просила принять отказ от иска, решение суда отменить, производство по делу прекратить, последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ, истцу ясны и понятны.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия считает возможным принять данный отказ и прекратить производство по делу.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 173, статьи 220 ГПК РФ отказ истца от иска и принятие его судом является основанием для прекращения производства по делу.
В силу ч. 1 ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.
Согласно ч. 2 ст. 326.1 ГПК РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. В случае признания ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу.
До решения вопроса о принятии отказа от заявленных исковых требований Пятиной Е.А. разъяснены последствия отказа от иска, предусмотренные статьей 221 ГПК РФ о том, что в случае прекращения производства по делу в связи с отказом истца от иска повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Поскольку отказ Пятиной Е.А. от иска является свободным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия находит возможным принять отказ Пятиной Е.А. от искового заявления, в связи с чем отменить решение суда и прекратить производство по делу.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 326.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Принять отказ Пятиной Е.А. от искового заявления Пятиной Е.А., действующей в интересах недееспособной Пятиной К.Е., к администрации г. Ставрополя (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя) об оспаривании постановления администрации г. Ставрополя, возложении обязанности восстановить Пятину К.Е. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,.
Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 03 апреля 2017 отменить.
Производство по делу прекратить.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.