Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Дубинина А.И.
судей Калединой Е.Г. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2017 года
дело по апелляционной жалобе Карпенко А.А.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 09 февраля 2017 года
по делу по исковому заявлению Карпенко А.А. к УФСИН по Ставропольскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 28.06.2013, возложении на УФСИН по Ставропольскому краю обязанности выплатить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.,
установила:
Карпенко А.А. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН по Ставропольскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 28 июня 2013 года, на состав семьи: " ... ", и возложении на УФСИН по Ставропольскому краю обязанности выплатить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения на состав его семьи из 4 человек.
В обоснование исковых требований указал, что он (Карпенко А.А.) проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, откуда уволен приказом начальника УФСИН по Ставропольскому краю от 22.03.2007 N " ... " по пункту "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
С 24.06.2004 он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю составом семьи 4 человека.
28.06.2013 года он представил в УФСИН по Ставропольскому краю документы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, необходимые для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 26.09.2014 ему (Карпенко А.А.) и членам его семьи отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
01.09.2015 он обратился с рапортом в Комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю для рассмотрения вопроса постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола N10 УФСИН по Ставропольскому краю от 13.11.2015 он с составом семьи из 4 человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 01.09.2015.
Истец просил признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, начиная с 28.06.2013, исходя из количества членов семьи: " ... "; Обязать УФСИН по Ставропольскому краю выплатить ему (Карпенко А.А.) единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из количества членов семьи: " ... " (л.д. 4-6).
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 09 февраля 2017 года в удовлетворении исковых требований Карпенко А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Карпенко А.А. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Приводит в жалобе те же доводы и ссылается на те же самые обстоятельства, на которые он указывал в исковом заявлении.
Считает, что судом дана неверная оценка юридически значимым обстоятельствам дела, не учтены требования действующего законодательства.
Просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований.
Возражений на данную жалобу не поступило.
ФКУ Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН России, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, явку представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил; cведений об уважительности причин неявки не представлено, заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителя не поступило.
Принимая во внимание, что ФКУ Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН России надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие его представителя, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Карпенко А.А. и его представителя Фоменко А.В., полагавших решение незаконным и необоснованным, а потому подлежащим отмене, а также представителя УФСИН России по Ставропольскому краю Мирошниченко Н.С., действующую на основании доверенности N " ... " от 24.02.2016, просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований к отмене или изменению постановленного по делу судебного акта.
Судом установлены фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что Карпенко А.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, откуда уволен приказом начальника УФСИН по Ставропольскому краю от 22.03.2007 N " ... " по пункту "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
С 24.06.2004 Карпенко А.А. составом семьи 4 человека состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю.
28.06.2013 истец обратился в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив необходимые документы, которые были направлены в ФСИН России для рассмотрения.
Решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 12 от 26.09.2014 Карпенко А.А. и членам его семьи отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 22-23).
Не согласившись с данным решением, Карпенко А.А. обжаловал в его в Шпаковский районный суд Ставропольского края.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 06.04.2015 решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 12 от 26.09.2014 в части, касающейся отказа Карпенко А.А. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было признано незаконным.
Суд обязал комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поставить Карпенко А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты, не позднее 01.03.2014.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26.06.2015 решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 06.04.2015 отменено и по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Карпенко А.А. о признании незаконным отказа ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
01.09.2015 Карпенко А.А. обратился с рапортом в Комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю для рассмотрения вопроса постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
13.11.2015 Карпенко А.А. с составом семьи из 4-х человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 01.09.2015, т.е. с момента регистрации рапорта в Книге учета заявлений (рапортов) под N" ... " (л.д. 21).
Отказывая Карпенко А.А. в удовлетворении исковых требований о признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 28.06.2013, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу указанной выплаты с указанной даты, поскольку исходил из того, что, несмотря на то, что первичное обращение истца по данному вопросу имело место в 2013 году, однако решением ФСИН России в назначении такой выплаты истцу было отказано по причине представления им неполного пакета документов.
Установив, что полный пакет необходимых документов для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения представлен истцом лишь 01.09.2015, суд пришел к выводу, что право на получение указанной выплаты возникло у Карпенко А.А. именно с указанной даты, но не ранее.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться судом первой инстанции, поскольку выводы суда основаны на верном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения, и на правильной оценке вышеизложенных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждения и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от дата N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, согласно пункту 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Подпунктом "з" пункта 5 вышеназванных Правил установлено, что к заявлению о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Однако, как следует из материалов дела, Карпенко А.А. при обращении в УФСИН по СК 28.06.2013 с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в нарушение вышеизложенных требований не предоставил копии финансового лицевого счета или документа, подтверждающего невозможность его получения за последние 5 лет (с 18.11.2008 по 20.11.2009) с места жительства супруги " ... ", что исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением и послужило основанием для отказа истцу в постановке на соответствующий учет.
Судом установлено, что приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550 признан утратившим силу приказ ФСИН России от 29.08.2013 N 496 и утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно пункту 4 которого заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, до вступления в силу настоящего приказа, рассматриваются комиссией ФСИН России.
Указанные полномочия делегированы территориальным органам УИС 16.10.2014.
Таким образом, до указанной даты УФСИН России по Ставропольскому краю не обладало полномочиями по постановке сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как верно указано судом первой инстанции, вышеназванные правовые акты, в том числе Правила и Порядок, не предусматривают возможность принятия решения комиссией ФСИН России в отношении сотрудников территориальных органов ФСИН России по причине непредставления каких-либо документов, взаимодействие между комиссиями разного уровня является внутренней работой системы ФСИН.
В связи с чем непредставление истцом названных документов не могло повлиять на разрешение по существу вопроса о постановке заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку не затрагивает существа вопроса в части оснований для предоставления заявителю единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как сотрудника, проходящего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно отказал истцу в признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 28.06.2013.
Учитывая, что исходя из вышеизложенных требований статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ и статьи 23 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, а решение о выплате принимается в порядке очередности постановки на учет, и принимая во внимание, что Карпенко А.А. с составом семьи из 4-х человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 01.09.2015, т.е. с момента предоставления им полного необходимого пакета документов для получения такой выплаты, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на УФСИН России по Ставропольскому краю обязанности выплатить истцу данную выплату.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, оснований для признания ее неправильной судебной коллегией не установлены.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 09 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карпенко А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.