Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Минаева Е.В.
Судей Тепловой Т.В., Киселева Г.В.
с участием секретаря Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2017 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе ответчика министерства имущественных отношений СК в лице полномочного представителя Воропаева И.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 15 мая 2017 года
по исковому заявлению
заместителя прокурора Предгорного района в интересах Ластовина И.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Предгорного района в интересах Ластовина И.В. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности предоставить Ластовину И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения.
В обоснование иска указано, что Ластовин И.B., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Предгорного районного суда от 19.06.2000 мать Ластовина И.В. лишена родительских прав.
Согласно свидетельства о рождении в графе отец указан Л., местонахождение которого не известно.
30.06.2016 г. решением Предгорного районного суда заявление Ластовина И.В. удовлетворено, установлен юридический факт отсутствия родительского попечения над Ластовиным И.В.
Постановлением главы Предгорной районной государственной администрации от 23.08.2000 г. N 631 Ластовин И.В. определен в учреждение государственной поддержки несовершеннолетних.
19.08.2016 Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края Ластовин И.В. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Ластовин И.В. обратился с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда Ставропольского края, однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 15 мая 2017 года исковые требования заместителя прокурора Предгорного района в интересах Ластовина И.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения - удовлетворены.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Ластовина И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений СК в лице полномочного представителя Воропаева И.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что судом неправильно применены нормы материального права, не применен закон, подлежащий применению. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края предоставляются данной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края. Основанием для принятия решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что Ластовин И.B. обратился в министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края 01.112016 года и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 2374. Согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Ластовина И.В.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав прокурора Ледовскую Н.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 25.11 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Ластовин И.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Решением Предгорного районного суда от 19.06.2000 мать Ластовина И.В. лишена родительских прав.
Согласно свидетельства о рождении в графе отец указан Л., местонахождение которого не известно.
30.06.2016 г. решением Предгорного районного суда заявление Ластовина И.В. удовлетворено, установлен юридический факт отсутствия родительского попечения над Ластовиным И.В.
Постановлением главы Предгорной районной государственной администрации от 23.08.2000 г. N 631 Ластовин И.В. определен в учреждение государственной поддержки несовершеннолетних.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края Ластовин И.В. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Следовательно, у Ластовина И.В.., как нуждающегося в жилом помещении, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, был поставлен в льготную очередь на внеочередное получение жилья. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством на Министерство имущественных отношений СК определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Таким образом, суд обоснованно возложил на Министерство имущественных отношений СК обязанность по обеспечению жилым помещением Ластовина И.В.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 15 мая 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений СК в лице полномочного представителя Воропаева И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.