Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому округу Фадиной С.Ч. на вступившее в законную силу решение судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 02 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу N16-2549/В/1-405/3 от 12 декабря 2016 года Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края (далее МУП "Водоканал" села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края) признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 02 февраля 2017 года жалоба удовлетворена.
В жалобе государственный инспектор Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Фадина С.Ч. просит отменить решение районного судьи и вернуть дело на новое рассмотрение. Считает, что оно вынесено с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
В возражении на жалобу Мокринский А.Г. просит решение судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Ознакомившись с доводами жалобы и возражениями на нее, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что 28 ноября 2016 года в 16 часов 00 минут по результатам проведения выездной проверки обнаружено, что юридическим лицом - МУП "Водоканал" села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края в период с 28 ноября 2015 года не соблюдались экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно отсутствуют: паспорта опасных объектов, проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, утвержденные уполномоченным органом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, не предоставлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления в установленные законодательством сроки. В соответствии с данными учета отходов за 4 квартал 2015 года, 1, 2, 3 кварталы 2016 года в результате деятельности МУП "Водоканал" села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края образовались следующие отходы: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33100 01 72 4) в количестве 0,2975 т ежеквартально, смет с территории предприятия практически неопасный (код по ФККО 7 33390 02 71 5) в количестве 0,05 т ежеквартально.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу постановления о признании МУП "Водоканал" села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Отменяя указанное постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о том, что при рассмотрении административного дела были существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: должностным лицом не были соединены административные дела в отношении МУП "Водоканал" села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края, признанного виновным по статье 8.41 и по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в одно производство, административное наказание назначено за каждое совершенное административное правонарушение, без учета требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод судьи нельзя признать законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
На основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Таким образом, назначение наказания в соответствии с положениями части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможно только при совершении двух или более административных правонарушений одним действием (бездействием), то есть в условиях идеальной совокупности правонарушений.
Из материалов названных дел об административных правонарушения следует, что в вину МУП "Водоканал" села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края вменялось совершение одного самостоятельного деяния: не соблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, ответственность за которое, предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
МУП "Водоканал" села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского привлечено к административной ответственности за не принятие достаточных мер по внесению в установленный законодательством Российской Федерации срок платы за негативное воздействие на окружающую среду, ответственность за которое, предусмотрено статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, оснований для соединения дел в одно производство и назначения МУП "Водоканал" села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края наказания в соответствии с положениями части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имелось.
Исходя из правовой позиции, отраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2008 года, утвержденном постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 04 и 25 марта 2009 года вышестоящая судебная инстанция вправе отменить незаконное решение и направить дело на новое рассмотрение в случае, если при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении будет установлено, что судом были допущены нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в том числе, когда неправильно применена часть 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным доводы жалобы о необходимости отмены решения являются обоснованными и подлежат удовлетворению с отменой решения судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 02 февраля 2017 года и направлением дела на новое рассмотрение.
Кроме того, в резолютивной части решения судьи ошибочно указано, что оно может быть обжаловано в течение десяти суток в административный состав судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.
Если дело рассматривалось мировым судьей, судьей районного суда или гарнизонного военного суда, то их постановление может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной (флотский) военный суд (пункт 1 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, указанное решение судьи может быть обжаловано в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти дней в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.
В соответствии со статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В нарушение указанных требований, судья районного суда не указал в резолютивной части решения выводы относительно постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу N16-2549/В/1-405/3 от 12 декабря 2016 года, в то время как в мотивировочной части решения содержатся выводы об отмене указанного постановления и возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
При таких обстоятельствах решение судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 02 февраля 2017 года подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Красногвардейский районный суд Ставропольского края.
Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу государственного инспектора Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому округу Фадиной С.Ч. удовлетворить.
Решение судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 02 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Красногвардейский районный суд Ставропольского края.
Заместитель председателя О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.