Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО "Ритуал" Мернова И.И. на решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 20 апреля 2017 года,
установил:
постановлением начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо - Кавказскому федеральному округу М.А.П. N 17/Ф/68/4 от 09 марта 2017 года юридическое лицо - ОАО "Ритуал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.
Решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 20 апреля 2017 года, постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе генеральный директор ОАО "Ритуал" Мернов И.И. просит постановление и решение суда отменить и производство по делу прекратить.
Возражений относительно доводов жалобы не поступило.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав представителя ОАО "Ритуал" Круглова В.И., Мернова И.И., которые просили жалобу удовлетворить, представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Панахно М.В., просившую в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ОАО "Ритуал" к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в акте обследования территории и протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 26 декабря 2016 года в 11:30 на территории города - курорта Ессентуки по улице Большевистская, на земельных участках с кадастровыми номерами " ... " и " ... " обнаружено кладбище "Франчиха" с местами захоронения людей. С северной стороны протекает река Бугунта. Расстояние от крайних могил в северо - восточной части кладбища до реки составляет 50 метров. Расстояние от крайних могил до реки в северной части кладбища составляет 170 метров. На кладбище проводились обряды погребения. Согласно публичной кадастровой карте участки расположены в границах 2-й зоны горно - санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки и в водоохраной зоне реки Бугунта. Факты размещения кладбища в указанных границах являются нарушением требований "Положения об округах санитарной и горно - санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов федерального значения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1425 от 07 декабря 1996 года.
Указанные обстоятельства выявлены в результате рейдового осмотра территории в границах города Ессентуки Ставропольского края (на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 08 декабря 2016 года N 2947 "О проведении рейдового осмотра территории в границах города Ессентуки Ставропольского края") сотрудниками Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу без участия представителей администрации города Ессентуки и ОАО "Ритуал".
Как видно из материалов дела, 27 февраля 2017 года должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по итогам проведения рейдового осмотра территории составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО "Ритуал", за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу постановления о признании ОАО "Ритуал" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Вместе с тем выводы должностного лица административного органа и суда первой инстанции о совершении ОАО "Ритуал" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вызывают сомнения в связи со следующим.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 указанного Кодекса, выражается в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Материалы настоящего дела об административном правонарушении не содержат доказательств, подтверждающих наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку осуществление ОАО "Ритуал" вышеописанных действий не может быть отнесено к использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Из материалов дела следует, на территории города-курорта Ессентуки по улице Большевистская, на земельных участках с кадастровыми номерами " ... " и " ... " расположено кладбище с местами захоронения людей. Расстояние от крайних могил до реки составляет 50 и 170 метров. Данные земельные участки имеют разрешенное использование - "для общего пользования", по документам - под кладбище "Франчиха" (действует с 1954 года) и расположены в границах 2-й зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки и в водоохраной зоне реки Бугунта.
Собственником земельных участков является муниципальное образование город-курорт Ессентуки.
Деятельность на местах погребения, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1). При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п. 4).
В силу Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), вопрос организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Согласно решению Совета города от 25 декабря 2007 года N 139 "Об утверждении Положения "О погребении и похоронном деле в городе-курорте Ессентуки" и Порядке деятельности общественных кладбищ и правил содержания мест погребения" и п. 23 ст. 11 Устава муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки, к вопросам местного значения в области погребения и организации похоронного дела относятся:
1) определение основ организации похоронного дела в городе;
2) установление требований к качеству услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба) на безвозмездной основе;
3) установление правил содержания мест погребения в городе;
4) определение порядка деятельности общественных кладбищ;
5) установление размера бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбища для погребения умершего;
6) осуществление организации похоронного дела в городе;
7) принятие решения о создании мест погребения на территории города;
8) осуществление отвода земельного участка для размещения места погребения в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края;
9) принятие решения о переносе мест погребения в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, землетрясений и других стихийных бедствий;
10) приостановление или прекращения деятельности на месте погребения при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения, принятие мер по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую природную среду и здоровье человека;
11) создание специализированной службы, определение порядка ее деятельности;
Согласно ст. 2 вышеуказанного решения Совета города организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления города Ессентуки. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения осуществляются уполномоченным органом Администрации города Ессентуки (далее - уполномоченный орган). Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Взаимодействие специализированной службы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги, осуществляется на основании договора. Обслуживание, хозяйственную деятельность на муниципальных общественных кладбищах осуществляет специализированная служба.
Согласно ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Постановлением администрации города Ессентуки N 2303 от 15 ноября 2012 года, Управление ЖКХ города Ессентуки утверждено уполномоченным органом местного самоуправления по организации похоронного дела на территории города. ОАО "Ритуал" наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, на которую возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статья 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусматривает санитарные и экологические требования к размещению мест погребения.
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
ОАО "Ритуал" является коммерческой организацией. Согласно уставу ОАО "Ритуал" осуществляет в том числе деятельность по оказанию ритуальных услуг, изготовлению предметов похоронного ритуала, реализацию предметов похоронного ритуала.
Как видно из материалов дела, управления ЖКХ администрации города Ессентуки выдает разрешение на захоронение, родственное подзахоронение умершего, которое оформляется соответствующим документом.
Судом первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не было проверено, когда осуществлялись захоронения умерших на кладбище "Франчиха".
Материалы дела не содержат данных о проведении ОАО "Ритуал" захоронений в период проведения проверки.
На л.д. 87 имеется фотоматериал, представленный в обоснование вины ОАО "Ритуал", о захоронении умершей К.В.Л.
Суду второй инстанции была представленная копия разрешения N 942 Управления ЖКХ администрации города Ессентуки на захоронение К.В.Л. на кладбище "Франчиха" 10 октября 2016 года, в котором указано, что ответственным лицом за захоронение является К.Т.А.
Исходя из изложенного, следует, что ОАО "Ритуал" не наделено полномочиями по распоряжению и управлению земельными участками, находящимися в ведении органов местного самоуправления, в частности названными земельными участками на которых расположено кладбище "Франчиха, а также соответствующими полномочиями по распоряжению этими участками на захоронение умерших и выдачи для этих целей необходимого разрешения.
В соответствии со статьей 55 Водного Кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Суду второй инстанции представлены фотографии, на которых отражена река Бугунта, дно и края которой огорожены железобетонным лотком.
Однако этим обстоятельствам судом первой инстанции оценка не была дана при принятии решения.
Как видно из материалов дела, деятельность ОАО "Ритуал" не связана с водопользованием в том числе и в водоохраной зоне реки Бугунта, а также по размещению захоронений на кладбища "Франчиха". Доказательств, указывающих на использование ОАО "Ритуал" прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности в материалах дела не имеется.
Изложенное позволяет говорить о том, что в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении было проведено судьей городского суда не полно и не всесторонне, а его выводы о доказанности вины ОАО "Ритаул" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законными, обоснованными и мотивированными.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вместе с тем, статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предусмотрено проведение уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий плановых (рейдовых) осмотров (обследований).
В соответствии с частью 2 статьи 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Из анализа данной нормы во взаимосвязи с положениями статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что плановый (рейдовый) осмотр, являясь одним из мероприятий по контролю, проводимых в рамках Федерального закона N 294-ФЗ, вместе с тем не предполагает принятия должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля мер по пресечению и устранению выявленных нарушений посредством привлечения лиц, допустивших нарушения обязательных требований, к ответственности. Принятие таких мер согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ осуществляется указанными должностными лицами по результатам проводимых ими проверок (плановых, внеплановых).
Составление протокола об административных правонарушениях (в случае обнаружения нарушений) и привлечение виновных лиц к административной ответственности предусмотрено только по результатам проведения проверок и оформления их результатов.
Согласно материалов дела внеплановая проверка по результатам рейдового осмотра земельного участка (кладбище "Франчиха") либо административное расследование не проводились, что свидетельствует об отсутствии у Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.
Учитывая вышеизложенное, постановление начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо - Кавказскому федеральному округу М.А.П. N 17/Ф/68/4 от 09 марта 2017 года и решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 20 апреля 2017 года в отношении ОАО "Ритуал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КРФоАП,
решил:
жалобу генерального директора ОАО "Ритуал" Мернова И.И. - удовлетворить.
Постановление начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо - Кавказскому федеральному округу М.А.П. N 17/Ф/68/4 от 09 марта 2017 года и решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 20 апреля 2017 года в отношении ОАО "Ритуал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья краевого суда О.Р. Корнушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.