Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Богатикова Константина Сергеевича - Акопджанова Д.Ю. на решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 31 мая 2017 года,
установил:
постановлением начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо - Кавказскому федеральному округу М.А.П. N 17/Ф/18/3 от 09 февраля 2017 года должностное лицо - директор Общества с ограниченной ответственностью "Арго" Богатиков К.С. (далее - ООО "Арго") признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
09 февраля 2017 года этим же должностным лицом внесено представление директору ООО "Арго" об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (N 17/Ф/18/4).
Решением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 31 мая 2017 года, постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Богатикова К.С., без удовлетворения.
В жалобе представитель Богатикова К.С.,- Акопджанов Д.Ю., просит постановление, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и решение отменить, производство по делу прекратить. Полагая, что они вынесены с нарушением требований о всестороннем и полном рассмотрении дела.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя Богатикова К.С. - Акопджанова Д.Ю., по доводам жалобы, проверив материалы административного дела, прихожу к следующему.
Статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
Как следует из материалов дела, Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по итогам проведения рейдового осмотра 26 декабря 2016 года установлено, что на земельном участке с кадастровым номером " ... " по адресу: " ... ", ООО "Арго" в границах земель СПК "Колос" (полигон ТБО N 1), осуществляет свою деятельность с нарушением требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки. ООО "Арго" осуществляет хранение, захоронение, сбор и складирование отходов производства и потребления. Тем самым, ООО "Арго" нарушены требования статей 10,11,12,15,16 Федерального Закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", "Положения об округах санитарной и горно - санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов федерального значения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1425 от 07 декабря 1996 года.
По данному факту на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 161/АР/519/1 от 07 декабря 2016 года в отношении ООО "Арго" по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N 16/АР/519/7 от 26 декабря 2016 года с указанием выше перечисленных нарушений (л.д. 25-27, 48-51).
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу постановления о признании должностного лица - директора ООО "Арго" Богатикова К.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Как следует из содержания обжалуемого судебного решения, признавая указанное постановление должностного лица законным, судья районного суда исходил из того, что должностное лицо - Богатиков К.С., являясь директором ООО "Арго" не осуществлял должного контроля, в результате чего, предприятие, на земельном участке с кадастровым номером " ... " по адресу: " ... ", в границах земель СПК "Колос" (полигон ТБО N1) осуществляло свою деятельность с нарушением требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, в нарушение статьи 23 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", "Положения об округах санитарной и горно - санитарной охраны лечебно оздоровительных местностей и курортов федерального значения", "Правил охраны подземных водных объектов", утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 года N 94.
Вместе с тем выводы должностного лица административного органа и суда первой инстанции о совершении директором ООО "Арго" Богатиковым К.С. административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вызывают сомнения в связи со следующим.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 17/Ф/18/1 от 26 января 2017 года по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен в отношении директора ООО "Арго" Богатикова К.С. на основании акта обследования территории (акватории) от 26 декабря 2016 года, проведенного в рамках административного расследования (определение о возбуждении дела об административном правонарушении N16/АР/519/1 от 07 декабря 2016 года) в отношении юридического лица - ООО "Арго" по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 25-27, 48-51).
Таким образом, в основу доказательства вины директора ООО "Арго" Богатикова К.С., в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положен акт обследования территории (акватории) от 26 декабря 2016 года составленный в рамках иного дела об административном правонарушении (статья 8.2 Кодекса), в котором отражены нарушения требований статей 10,11,12,15,16 Федерального Закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", "Положения об округах санитарной и горно - санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов федерального значения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1425 от 07 декабря 1996 года.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Следовательно, протокол об административном правонарушении N 17/Ф/18/1 от 26 января 2017 года и акт обследования территории (акватории) от 26 декабря 2016 года являются недопустимыми доказательствами, и не могут быть отнесены к числу доказательств по настоящему делу.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными.
Вместе с тем, исходя из положений статьи 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, субъектами данного правонарушения являются недропользователи, которые обязаны соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты, нормы, правила, регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, вод, лесов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Однако, как установлено, ООО "Арго" и Богатиков К.С. недропользователями не являются.
Каких-либо исследований на предмет загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов не проводилось.
Теоретическая возможность загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов в результате деятельности ООО "Арго", как указано в постановлении должностного лица, не является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для привлечения к ответственности по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо не только установить факт нарушения требований по охране недр, но и доказать причинно - следственную связь между данным нарушением правил охраны недр и возможностью наступления неблагоприятных последствий, указанных в диспозиции статьи 8.9 Кодекса.
Наличие причинно - следственной связи между осуществлением ООО "Арго" хранения, захоронения, сбора и складирования отходов производства и потребления, и возможностью наступления вследствие данных обстоятельств неблагоприятных последствий в виде загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов либо приведения месторождения в состояние, непригодное для разработки, административным органом не доказано.
В постановлении о привлечении к административной ответственности должностное лицо административного органа не установило, каким образом, изложенные в акте проверки обстоятельства могли привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов либо приведению месторождения полезных ископаемых в непригодное для разработки состояние.
Каких-либо доказательств события правонарушения и что должностное лицо - директор ООО "Арго" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалах дела не имеется.
В силу требований части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Поскольку установленная законом процедура выявления нарушений законодательства не была соблюдена, то протокол об административном правонарушении вместе с приложением к нему, фиксирующий выявленное административное правонарушение, как выше указано не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.
Имеющиеся в деле доказательства не образуют совокупность, достаточную для вывода о виновности должностного лица директора ООО "Арго" Богатикова К.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предусмотрено проведение уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий плановых (рейдовых) осмотров (обследований).
В соответствии с ч. 2 ст. 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.
Из анализа данной нормы во взаимосвязи с положениями ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что плановый (рейдовый) осмотр, являясь одним из мероприятий по контролю, проводимых в рамках Федерального закона N 294-ФЗ, вместе с тем не предполагает принятия должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля мер по пресечению и устранению выявленных нарушений посредством привлечения лиц, допустивших нарушения обязательных требований, к ответственности. Принятие таких мер согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ осуществляется указанными должностными лицами по результатам проводимых ими проверок (плановых, внеплановых).
Составление протокола об административных правонарушениях (в случае обнаружения нарушений) и привлечение виновных лиц к административной ответственности предусмотрено только по результатам проведения проверок и оформления их результатов.
В данном случае внеплановая проверка по результатам рейдового осмотра земельного участка либо административное расследование не проводились, что свидетельствует об отсутствии у Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу оснований для привлечения должностного лица - директора ООО "Арго" Богатикова К.С. к административной ответственности по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное влечет отмену постановления, представления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращение производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу представителя Богатикова К.С. - Акопджанова Д.Ю. - удовлетворить.
Постановление начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо - Кавказскому федеральному округу М.А.П. N 17/Ф/18/3 от 09 февраля 2017 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 17/Ф/18/4 от 09 февраля 2017 года, решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 31 мая 2017 года, - отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья краевого суда О.Р. Корнушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.