Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 13 июля 2017 г. по делу N 33а-211/2017
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе председательствующего Ушаковой М.В., судей Мордовина А.А. и Томашевича В.В., при секретаре Байдаченко О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Рягузова С.А. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащей Онищенко М. А. об оспаривании решения начальника территориального отделения ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ г. Ахтубинск Астраханской области (далее - территориальное отделение Югрегионжилье) об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия
установила:
Онищенко, проходящей военную службу по контракту с 1994 года и подлежащей увольнению в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, решением жилищного органа _ отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) в избранном после увольнения с военной службы месте жительства - городе _ Астраханской области.
Полагая свои права нарушенными, Онищенко обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным вышеуказанное решение и обязать должностное лицо его отменить, а также повторно рассмотреть данный вопрос.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, представитель административного ответчика Рягузов в апелляционной жалобе просит его отменить и в удовлетворении иска Онищенко отказать.
Давая подробный анализ обстоятельствам дела и ссылаясь на различные нормативные правовые акты, автор апелляционной жалобы указывает, что истец была ранее обеспечена за счет государства жилым помещением, состоять на жилищном учете права не имела, поскольку на каждого проживающего в квартире приходилось по 11,8 кв.м., что выше учетной нормы, установленной в г. А (11 кв.м.).
Помимо этого в жалобе обращается внимание на то, что истец в 2009 году отказалась от участия в приватизации квартиры, в которой она сохраняла бессрочное право пользования, однако в 2015 году снялась с регистрационного учета и выехала из занимаемого жилья.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спорные правоотношения и принимая решение об удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии необходимой выслуги лет и увольнении по достижению предельного возраста пребывания на военной службы, невозможность сдачи военному ведомству ранее полученного от государства жилья не может служить препятствием для принятия на жилищный учет в случае, когда военнослужащий изъявил желание реализовать свое право на жилище посредством жилищной субсидии, поскольку предоставление жилья в таком случае осуществляется с зачетом ранее полученного.
Между тем, такие выводы суда первой инстанции являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, что согласно требованиям п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является поводом для отмены в апелляционном порядке состоявшегося судебного решения.
Так, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
При этом согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются:
- граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из положений пунктов 5 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" также следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания по месту службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
При этом право на получение жилого помещения по избранному месту жительства может быть предоставлено военнослужащему один раз при увольнении его с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при условии наличия общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления жилищной субсидии), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, действующим законодательством не предусмотрено.
В случае, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может представить документы о его освобождении, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Как установлено по делу, Онищенко заключила первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, имеет календарную выслугу более 20 лет и подлежит увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В октябре 1990 года в составе семьи своей матери - служащей Минобороны СССР Онищенко была обеспечена за счет этого военного ведомства жилым помещением для постоянного проживания, расположенным в _, общей площадью 35,4 кв.м., что и не оспаривалось истцом.
В 2003 году у истца родилась дочь К.
Постановлением главы муниципального образования г. Ахтубинск _ указанная квартира была безвозмездно (в порядке приватизации) передана в общую долевую собственность матери истца - О и дочери истца - К., при этом истец от участия в приватизации отказалась.
В январе 2015 года истец снялась с регистрационного учета по адресу вышеуказанной квартиры, выехала из нее и стала проживать в том же населенном пункте в другой квартире на условиях найма.
В декабре 2016 года Онищенко обратилась в жилищный орган с заявлением о принятии ее на учет составом семьи 1 человек в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в целях обеспечения жилищной субсидией в избранном после увольнения с военной службы месте жительства - в городе А, однако ей в этом решением _ было отказано, поскольку заявитель была обеспечена жилым помещением в г. Ахтубинске по установленным нормам, и, к тому же, с момента намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий не прошло пяти лет.
Соглашаясь с таким решением жилищного органа, судебная коллегия учитывает, что до выезда из занимаемого жилого помещения, которое к тому времени находилось в собственности ее матери и дочери, Онищенко, сохраняя бессрочное право пользования этой квартирой, являлась в силу положений ст. ст. 30, 31 Жилищного кодекса РФ членом семьи собственника жилого помещения - своей матери и была обеспечена жильем выше учетной нормы (35,4/3=11,8 кв.м.), установленной постановлением Главы муниципального образования "Город Ахтубинск" _ в размере 11 кв. м., а поэтому истец не могла претендовать на признание ее нуждающейся в жилых помещениях в том же населенном пункте.
Более того, выехав из вышеуказанной квартиры, Онищенко фактически совершила действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае установления этих фактов злоупотребления лицом своим правом, суд может отказать в защите права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный истец лишилась права пользования жилым помещением, расположенным в г. Ахтубинске, вследствие своих умышленных действий, направленных на создание условий, при которых требуется участие военного ведомства в обеспечении ее жилым помещением.
В сложившейся ситуации такое ее поведение не порождает обязанность военного ведомства по предоставлению ей жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства, а поэтому оспоренное Онищенко решение жилищного органа не может быть признано нарушающими ее права и законные интересы.
При таких обстоятельствах принятое начальником территориального отделения Югрегионжилье в отношении истца решение _ является обоснованным, а оспариваемое постановление суда первой инстанции - ошибочным.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым в соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по административному делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении административного искового заявления Онищенко отказать.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, п. 4 ч. 2 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащей Онищенко М. А. об оспаривании решения начальника территориального отделения ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ г. Ахтубинск Астраханской области об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отменить полностью ввиду неправильного применения норм материального права.
Принять по административному делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении административного искового заявления Онищенко М.А. - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.