Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Санкт-Петербург 04 июля 2017 года
председательствующего
Вологдиной Т.И.
судей
Мирошниковой Е.Н.
Луковицкой Т.А.
при секретаре Сергеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-702/17 по апелляционной жалобе Бушманова В.М. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года по иску Бушманова Владимира Михайловича к ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании недействительным отзыва о выполнении служебных обязанностей, признании недействительным рекомендации аттестационной комиссии, признании недействительным приказа о зачислении в распоряжение и освобождении от занимаемой должности,
Заслушав доклад судьи Вологдиной Т.И., объяснения явившихся лиц,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Бушманов В.М. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором, уточнив требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просил признать недействительным отзыв ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 16.11.2015 года о выполнении Бушмановым В.М. служебных обязанностей, признать недействительными рекомендации аттестационной комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 03.12.2015 года, признать недействительным приказ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 1305 л/с от 15.12.2015 года о зачислении Бушманова В.М. в распоряжение ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и освобождении от занимаемой должности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что приказами начальника ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 1072 л/с от 23.10.2015 года, N 1111 л/с от 29.10.2015 года, N 1200 л/с от 1911.2015 года, на N 1264 л/с от 04Л2.2015 года на него были наложены дисциплинарные взыскание, применение которых истец полагал необоснованным и оспаривал в судебном порядке.
На основании результатов последней (внеочередной) аттестации (протокол N 45 от 03.12.2015 года) составлен отзыв, отражающий деятельность истца в должности начальника УМВД по Выборгскому району Ленинградской области исключительно с негативной стороны, представленные в отзыве сведения необъективны, в материалах, представленных к аттестации содержатся ссылки на приказы о наложении на него дисциплинарных взысканий, которые находились в стадии оспаривания.
По результатам аттестации, приказом начальника ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 1305 от 15.12.2015 года, истец освобождён от занимаемой должности начальника УМВД по Выборгскому району Ленинградской области, зачислен в распоряжение ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с проведением процедуры увольнения сотрудника со службы в ОВД.
По мнению истца, оснований для применения положений ст. 50 ФЗ РФ N 342 от 30.11.2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", не установлено. Сведения же, содержащиеся в тексте отзыва о выполнении сотрудником служебных обязанностей, подготовленного 16.11.2015 года к заседанию внеочередной аттестационной комиссии, отражающие состояние дел в возглавляемом истцом подразделении, необъективны, противоречат фактическим данным и статистическим сведениям. Ссылки на имеющиеся у него взыскания так же истец считал необъективными, поскольку решения об их наложении находились в стадии оспаривания, и, по мнению истца, являлись незаконными.
Решением Смольнинского районного суда от 20 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований Бушманову В.М. - отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Предметом регулирования Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел (пункт 1 статьи 2 Закона).
Согласно ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел.
Перечень оснований для проведения в отношении сотрудника органов внутренних дел внеочередной аттестации и порядок проведения аттестации установлены статьей 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Порядком проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 14 марта 2012 года N170.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.
Согласно части 11 статьи 33 названного Федерального закона при проведении аттестации непосредственный руководитель (начальник) сотрудника органов внутренних дел подготавливает мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей и предложения аттестационной комиссии. С указанным отзывом сотрудник должен быть ознакомлен не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации.
Пунктами 17-29 Порядка проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14 марта 2012 года N 170, установлен следующий порядок подготовки к проведению аттестации.
Подготовка к проведению аттестации осуществляется непосредственным руководителем (начальником) аттестуемого сотрудника и кадровым подразделением (подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения).
Кадровое подразделение в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеочередной аттестации знакомит под расписку аттестуемых сотрудников с указанным решением. Не позднее чем за три рабочих дня до даты проведения аттестации непосредственным руководителем (начальником) аттестуемого сотрудника в соответствующую аттестационную комиссию представляется отзыв о выполнении сотрудником служебных обязанностей, содержащий мотивированные предложения аттестационной комиссии.
При подготовке мотивированного отзыва непосредственный руководитель (начальник) обязан провести с аттестуемым сотрудником индивидуальную беседу: разъяснить основания и порядок проведения аттестации, ответственность сотрудника за неявку на аттестацию.
В зависимости от замещаемой аттестуемым сотрудником должности, а также основания проведения аттестации в мотивированном отзыве отражаются: уровень профессиональной служебной и физической подготовки сотрудника, отношение сотрудника к выполнению служебных обязанностей, достигнутые результаты служебной деятельности, степень соответствия профессиональных знаний и навыков сотрудника квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности, а также характеристика личных и деловых качеств сотрудника, сведения о соблюдении сотрудником служебной дисциплины, о применении к нему мер поощрения и наложении на него дисциплинарных взысканий за аттестуемый период.
После служебной характеристики сотрудника непосредственный руководитель (начальник) указывает в мотивированном отзыве свои предложения аттестационной комиссии по дальнейшему прохождению службы сотрудником.
Аттестуемый сотрудник вправе в письменной форме выразить свое несогласие с мотивированным отзывом и представить на заседание аттестационной комиссии дополнительные сведения, в том числе о достигнутых им результатах в служебной деятельности.
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы и заслушивает аттестуемого сотрудника (пункт 33 Порядка).
Пунктом 3 ч. 10 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае проведения процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел допускается зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел в период нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 16 ст. 36 Федерального закона N 342-ФЗ).
Согласно ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" за сотрудником, находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере.
По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты, предусмотренные частью 6 настоящей статьи.Сотрудник вправе обжаловать рекомендации аттестационной комиссии в соответствии со ст. 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 50 приказа МВД РФ от 14.03.2012 года N170).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.11.2015 года заместителем начальника полиции (по Ленинградской области) ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области составлен отзыв о выполнении сотрудником служебных обязанностей в отношении Бушманова В.М.
Бушманов В.М. с указанным отзывом ознакомлен 18.11.2015 года, что подтверждается его подписью.
При этом индивидуальная беседа проведена с Бушмановым В.М. 26.10.2015 года
Внеочередная аттестация в отношении Бушманова В.М. проведена 03.12.2015 года. В рекомендации аттестационной комиссии указано, что полковник полиции Бушманов В.М., начальник УМВД России по Выборгскому району Ленинградской области не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит увольнению из органов внутренних дел.
С рекомендациями аттестационной комиссии Бушманов В.М. ознакомлен 07.12.2015 года.
На основании рекомендаций аттестационной комиссии начальником ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области принято решение о расторжении контракта и увольнении Бушманова В.М. со службы в органах внутренних дел, что отражено в аттестационном листе полковника полиции Бушманова В.М. (л.д. 16).
Приказом п.п. врио начальника N 1305 л/с от 15.12.2015 года полковник полиции Бушманов В.М., начальник У МВД России по Выборгскому району Ленинградской области и освобожден от замещаемой должности, в связи с проведением процедуры увольнения сотрудника со службы в ОВД, с 15.12.2015 года и зачислен в распоряжение ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В отзыве о выполнении сотрудником служебных обязанностей в отношении Бушманова В.М. указано, что за период службы в органах внутренних дел в общем зарекомендовал себя как сотрудник в основном с положительной стороны, однако, как руководитель зарекомендовал себя не способным в сложной оперативной обстановке принимать правильные управленческие решения. За период замещения должности начальника Бушманов В.М. не смог должным образом организовать работу Управления, скоординировать деятельность его структурных подразделений, не обеспечил соблюдение законности при осуществлении сотрудниками УМВД оперативно-служебной деятельности. Бушмановым В.М. не были реализованы полномочия, предусмотренные Наставлением об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 04.04.2013 N001, не организовано взаимодействие с другими правоохранительными органами и обмен оперативной информацией в целях активизации работы по предупреждению и раскрытию преступлений.
С марта 2014 года Бушмановым В.М. не принято действенных мер, направленных на стабилизацию оперативной обстановки в Выборгском районе Ленинградской области. За 9 месяцев 2015 года оперативная обстановка характеризуется увеличением количества зарегистрированных преступлений. Так, на 01.10.2015 количество зарегистрированных преступлений составляет 1885 (+333 к АППГ), в том числе тяжких и особо тяжких составов 579 (+93 к АППГ). Раскрываемость имеет отрицательную динамику и составляет в общем 50,7% (-5,4% к АППГ), в т.ч. по тяжким и особо тяжким составам 42,5% (-9,1% к АППГ).
За 9 месяцев текущего года количество нераскрытых преступлений на территории Ленинградской области составляет 5300 (+202 к АППГ), количество нераскрытых преступлений на территории Выборгского района Ленинградской области составляет 779 (+135 к АППГ), т.е. 15% от общего количества.
За 9 месяцев 2015 года отмечается существенное снижение результативности раскрытия преступлений против собственности. Не раскрытыми остаются 363 (+81 к АППГ) краж чужого имущества, в т.ч. 216 (+50 к АППГ) с проникновением. Не организована работа по раскрытию умышленного уничтожения имущества граждан путем поджога, из зарегистрированных 45 преступлений раскрыто только 1.
Надзорными мероприятиями, проведенными прокуратурой Ленинградской области при изучении уголовных дел, возбужденных в 2014-2015 годах по признакам преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 167 УК РФ об уничтожении чужого имущества путем поджога, выявлены многочисленные факты ненадлежащего исполнения следователями и сотрудниками полиции УМВД служебных обязанностей, что повлекло к нарушению федерального законодательства при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений.
Следственное управление УМВД России по Выборгскому району ЛО поставлено на особый контроль ГУ МВД России (приказ ГУ МВД России от 02.10.2015 N73). Разработан план по декриминализации преступности в Выборгском районе ЛО, реализация которого на 80% возложена на подразделения аппарата ГУ МВД России.
По линии экономической безопасности и противодействия коррупции за 9 месяцев 2015 года количество нераскрытых преступлений составило 79 (+35 к АППГ), раскрыто 24 (-16 к АППГ). Число лиц, уголовные дела, в отношении которых направлены в суд по тяжким и особо тяжким преступлениям коррупционной направленности составляет всего 2. В производстве находится всего 18 (-6 к АППГ) дел. По итогам 9 месяцев текущего года 9 из 10 приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности по линии ЭБ и ПК оценены неудовлетворительно. Законченно расследованием всего 11 (-23 к АППГ) экономических преступлений, низкие результаты работы по возмещению материального ущерба (возмещено 14,44%).
Участковыми уполномоченными полиции за 9 месяцев 2015 года раскрыто 208 преступлений, нагрузка на одного сотрудника составила 0,7 раскрытых преступлений в месяц. Служба участковых уполномоченных полиции УМВД занимает 11 место из 18 подразделений участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России Ленинградской области и имеет неудовлетворительную оценку служебной деятельности.
В текущем году произошло 255 дорожно-транспортных происшествий, погибло 43 человека, в том числе 1 ребенок, 374 получили ранения, в том числе 29 детей.
Подразделениями ГИБДД привлечено к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения 415 водителей и 152 - за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Работа нарядов ППСП по выявлению и раскрытию преступлений, в том числе совершенных в общественных местах и на улицах организована слабо. Нарядами ППСП выявлено 10 и раскрыто 8 преступлений, совершенных на улицах, что составляет 3,0% и 2,4% от всех зарегистрированных преступлений данной категории.
Нарядами ППСП за 9 месяцев текущего года выявлено 35 (-6 к АППГ) преступлений, нагрузка на одного штатного сотрудника ППСП по выявлению составила - 0,7 преступления.
Имеются факты не выполнения обязательной нормы ежесуточного выставления нарядов ППСП. Так, при проверке организации несения службы нарядами ППСП в нарушение п.51 Устава ППСП в августе 2015 года в сутки фактически выставлялось 10-11 сотрудников при обязательной норме 12.
Работа по отбору и расстановке кадров в УМВД организована слабо.
Неудовлетворительно организована работа с сотрудниками УМВД, приобретшими гражданство Российской Федерации после 06.02.1992 в статусе лиц, имеющих гражданство иностранного государства. На 01.10.2015 в УМВД проходят службу 6 сотрудников, которые приобрели гражданство Российской Федерации в статусе иностранных граждан и до настоящего времени документально не подтвердили наличие (отсутствие) гражданства иностранного государства.
Деятельность отдела по работе с личным составом УМВД на 01.10.2015 года признана неудовлетворительной.
Как верно указал суд первой инстанции, Бушманов В.М. был надлежащим образом и своевременно уведомлен о проведении внеочередной аттестации, ознакомлен с отзывом и имел объективную возможность представить аттестационной комиссии как свои письменные возражения в отношении сведений, изложенных в отзыве, так и дополнительные сведения, в том числе о достигнутых им результатах в служебной деятельности.
При рассмотрении настоящего дела, суд проанализировав собранные по делу доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства пришел к обоснованному выводу, что внеочередная аттестация в отношении Бушманова В.М. проведена в соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством, рекомендации аттестационной комиссии даны на основании представленного отзыва. При этом изложенные в отзыве факты не были опровергнуты Бушмановым В.М. ни при проведении аттестации, ни в ходе судебного разбирательства в суде первой и апелляционной инстанции.
Суд правильно указал, что при составлении отзыва учтены все результаты служебной деятельности истца, в том числе и сведения об имеющихся у него наградах и поощрениях, и обоснованно принято во внимания наличие дисциплинарных взысканий, которые на момент составления отзыва не были отменены либо погашены.
При этом судебная коллегия отмечает, что стороны не оспаривали те обстоятельства, что три из четырех дисциплинарных взысканий, наложенных на истца, были признаны законным вступившими в законную силу судебными постановлениями.
Приказ начальника ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 1305 от 15.12.2015 года, об освобождении истца от занимаемой должности начальника УМВД по Выборгскому району Ленинградской области, с зачислением в распоряжение ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с проведением процедуры увольнения сотрудника со службы в ОВД правильно признан судом не противоречащим требованиям п. 3 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми допускается зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
В рассматриваемом случае такая процедура была необходима в связи с рекомендациями аттестационной комиссии.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.