Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Малининой Н.Г.
судей
Кордюковой Г.Л., Охотской Н.В.
при секретаре
Борисовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 июля 2017 года апелляционную жалобу Непорада Веры Ивановны на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 06 марта 2017 года по делу N 2-837/2017 по иску Непорада Веры Ивановны к ООО СК "ВТБ Страхование" о взыскании штрафа за необоснованную задержку страховой выплаты, судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г., выслушав объяснения представителя ответчика ООО СК "ВТБ Страхование" - Дадаевой Е.В., возражавшей против отмены обжалуемого решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Непорада В.И. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО СК "ВТБ Страхование" о взыскании штрафа за необоснованную задержку страховой выплаты за период с 01 марта 2016 года по 15 июня 2016 года в размере " ... " рубля " ... " копеек, расходов по оформлению доверенности " ... " рублей.
В обоснование заявленных требований истица указала, что проходила службу в органах внутренних дел, приказом N" ... " л/с от 12 марта 2015 года (с изменениями внесенными приказом N " ... " л/с от 14 января 2016 года) уволена со службы с должности " ... " на основании п. 8 ч. 2 ст. 82 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России" N " ... " от 26.11.2015 истица признана негодной к службе в занимаемой должности по причине заболеваний, полученных в период военной службы.
05 февраля 2016 года по результатам освидетельствования в Бюро медико-социальной экспертизы N 6 ФКУ "ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу" Минтруда России Непорада В.И. установлена II группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы, в связи с чем у истца возникло право на получение страховой выплаты в размере " ... " рублей с учетом индексации.
16 февраля 2016 года на основании п. п. 7, 8 приказа от 09.10.2012 N " ... " МВД России истец обратилась с заявлением в ООО СК "ВТБ Страхование" для выплаты страховой суммы в связи с установлением инвалидности 2-й группы до истечения одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел по причине "заболевания, полученного в период военной службы".
01 марта 2016 года истец получила отказ в связи с окончанием действия контракта, заключенного между страховой компанией и МВД России.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 06 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований Непорада В.И. отказано.
В апелляционной жалобе Непорада В.И. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истица Непорада В.И., представители третьих лиц УМВД по Адмирайлтейскому району Санкт-Петербурга, МВД России, ООО "СК "Арсеналь" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил. В связи с изложенным судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения стороны, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии с п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 ГК РФ).
Таким образом, государство гарантирует обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции в период прохождения им службы, а так же в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, путем заключения со страховыми организациями как страховщиками государственных контрактов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).
В соответствии с абзацем пятым статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в фиксированном размере, в частности в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов: инвалиду I группы - 1 500 000 рублей; инвалиду II группы - 1 000 000 рублей; инвалиду III группы - 500 000 рублей.
Как установлено судом первой инстанции, Непорада В.И. проходила службу в ОИАЗ УМВД России по Адмиралтейскому району СПб.
Приказом N" ... " л/с от 12 марта 2015 года (с изменениями внесенными приказом N " ... " л/с от 14 января 2016 года) истец уволена со службы в органах внутренних дел с должности " ... " на основании п. 8 ч. 2 ст. 82 (по состоянию здоровья) Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России" N " ... " от 26.11.2015 истица была признана негодной к службе в занимаемой должности по причине заболеваний, полученных в период военной службы.
После увольнения на основании заключения военно-врачебной комиссии и имеющегося у истца заболевания, она обратилась в Бюро медико-социальной экспертизы N 6 ФКУ "ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу" Минтруда России, где ей 05 февраля 2016 года установлена инвалидность 2-й группы, в качестве причины инвалидности указана "военная травма", то есть наступил страховой случай.
Судом первой инстанции установлено, что 05 марта 2013 года между МВД РФ и ООО СК "ВТБ Страхование" был заключен государственный контракт на оказание услуг по обязательному государственному страхованию, осуществляемому в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", сроком действия со 01 января 2013 года по 31 декабря 2015 года.
16 февраля 2016 года истица направила в ООО СК "ВТБ Страхование" заявление о выплате страховой суммы и документы о наступлении страхового случая.
01 марта 2016 года документы страховой компанией были возвращены истцу с указанием на то, что ООО СК "ВТБ Страхование" в соответствии с заключенными государственными контрактами с МВД России N 31/28ГК/ДС2 от 01.01.2015 осуществляет выплату страховых сумм сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск по страховым случаям, наступившим с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года. Истцу разъяснено, что для решения вопроса о выплате страховой суммы застрахованному лицу необходимо обратиться в страховую компанию, с которой будет заключен контракт на выплату страховых сумм по страховым случаям, наступившим в 2016 году.
12 сентября 2016 года между МВД РФ и ООО "СК "Арсенал" заключен государственный контракт на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ N 31/29 ГК, действие которого распространено на страховые случаи, наступившие с 01 января по 31 декабря 2016 года.
08 декабря 2016 года ООО "СК "Арсенал" выплатило Непорада В.И. страховую сумму в размере " ... " рублей " ... " копеек.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов уголовно-исполнительной системы в части мер ответственности, применяемых к страховщику, урегулированы специальным законом - Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, которым предусмотрено, что к страховщику в случае несвоевременного исполнения им обязательств по выплате страховой суммы застрахованному лицу и установлении необоснованности такой задержки применяется мера ответственности в виде штрафа.
Однако при возникновении спора о праве на назначение страховых выплат указанный штраф может взыскиваться за просрочку выплаты страхового возмещения только с того момента, когда этот спор разрешен, выплаты назначены, но должником не производятся, то есть с момента разрешения спора в добровольном или судебном порядке.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна, считает их законными и обоснованными.
Из материалов дела следует, что страховая выплата произведена истцу 08.12.2016 года в период рассмотрения спора в суде, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 ст. 11 Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ, штраф может быть взыскан только с момента неисполнения вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истицы штрафа и судебнах расходов.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 06 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Непорада Веры Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.