Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре
ЗадиракоЮ.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1805/2017 по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2017 года, принятое по административному иску Григорьева И.И. к военному комиссару Красносельского района Санкт-Петербурга Филькову А.А., Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" об оспаривании решения об отказе в истребовании медицинских документов и сведений из медицинских учреждений.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителей административного истца - Григорьеву З.Ф. и Горбачева А.Н., представителя административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" - Касьянову Е.Ю., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Григорьев И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району Филькова А.А. об отказе в истребовании медицинских документов и сведений из медицинских учреждений в отношении административного истца.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права просил возложить на начальника отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району Филькова А.А. обязанность истребовать из "НИИ", Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городской поликлиники N ... ", Детского отделения поликлиники N ... , "РНИИ" медицинские документы и сведения в отношении Григорьева И.И.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2017 года в административный иск Григорьева И.И. удовлетворен, на начальника отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району Филькова А.А. возложена обязанность истребовать медицинские документы в отношении Григорьева И.И. из "НИИ", Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городской поликлиники N ... ", детского поликлинического отделения N ... Городской поликлиники N ... , "РНИИ".
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Так, представитель ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" указал в апелляционной жалобе, что на основании Директивы Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 15 июня 2016 года N314/2/2890 с 01 декабря 2016 года отдел военного комиссариата Красносельского района Санкт-Петербурга переименован в Военный комиссариат Красносельского района Санкт-Петербурга, а должность начальника отдела военного комиссариата переименована на должность военного комиссара Красносельского района Санкт-Петербурга. Следовательно, судом разрешен вопрос о правах и обязанностях военного комиссара Красносельского района Санкт-Петербурга, без привлечения данного лица к участию в деле.
По утверждению представителя административного ответчика, отказ в истребовании сведений из медицинских учреждений является законным, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность военного комиссариата истребовать из медицинских организаций сведения в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу, на основании их заявлений.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители административного истца, каждый в отдельности, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Административный истец, административный ответчик начальник отдела Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району Фильков А.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили и не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Григорьев И.И. с 07 февраля 2014 года состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата города Санкт-Петербург по Красносельскому району.
29 июня 2016 года призывник Григорьев И.И. обратился в Военный комиссариат города Санкт-Петербурга по Красносельскому району с заявлением о приобщении к личному делу призывника медицинские документы из детского поликлинического отделения N ... СПб ГУЗ "Городская поликлиника N ... "; НИИ " ... "; "РНИИ".
В письме N 1/1323 от 20 июля 2016 года ВРИО начальника Военного комиссариата города Санкт-Петербурга по Красносельскому району сообщил Григорьеву И.И. об удовлетворении заявления от 29 июня 2016 года и приобщении медицинских документов к материалам личного дела призывника.
Затем 29 августа 2016 года представитель призывника Григорьева И.И. -" ... " (мама административного истца) подала в отдел военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району заявление, содержащее сведения о медицинских учреждениях, в которых Григорьев И.И. проходил обследования, наблюдался и лечился. Так, " ... " сообщила, что Григорьев И.И. в детстве и подростковом возрасте проходил лечение в детском отделении поликлиники N ... , Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N ... "; Детская городская больница N ... , "НИИ"; Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N ... "; "РНИИ".
К заявлению представителем административного истца приложены светокопии медицинских заключений детского поликлинического отделения N ... СПб ГУЗ "Городская поликлиника N ... " от 26 сентября 2007 года и 01 марта 2010 года; выписки из подростковой амбулаторной карты и амбулаторной карты Григорьева И.И. детского отделения поликлиники N ... и взрослого отделения СПб ГУЗ "Городская поликлиника N ... "; копии медицинских амбулаторных карт Григорьева И.И. из детского отделения поликлиники N ... и СПб ГУЗ "Городская поликлиника N ... ", содержащие результаты пройденных административным истцом обследований в Детской городской больнице N ... , "РНИИ", "НИИ"
Одновременно в данном заявлении " ... " просила военный комиссариат истребовать из указанных в заявлении медицинских учреждений медицинские документы, подтверждающие наличие у Григорьева И.И. медицинских заболеваний и содержащих сведения о состоянии его здоровья, копии которых представлены " ... "
Письмом от 05 сентября 2016 года N 1756 начальник отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району Фильков А. уведомил представителя административного истца о том, что представленные медицинские документы приобщены к материалам личного дела призывника Григорьева И.И и разъяснил, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность отдела военного комиссариата запрашивать заверенные копии медицинских документов из медицинских учреждений.
Разрешая возникший спор суд, ссылаясь на пункт 4 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23 мая 2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", удовлетворил иск и обязал военный комиссариат истребовать из медицинских организаций медицинские карты и документы, характеризующие состояние здоровья призывника Григорьева И.И. в целях проверки обоснованности представленных призывником сведений о наличии у него заболеваний.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дано неверное толкование нормам материального права, примененным при разрешении спора.
Так, п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Порядок подготовки и проведения призыва граждан на военную службу определен Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663", и введенной в действие с 1 января 2008 года.
Согласно п.35 раздела V названной Инструкции и п.1 приложения N 31 к настоящей Инструкции граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, за исключением граждан, являющихся инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе медицинские документы о состоянии здоровья.
Пунктом 36 Инструкции определено, что медицинское освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводится в установленном порядке.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе".
В п. 4 раздела 1 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" указано, что ежегодно до 15 марта (15 сентября) военный комиссариат истребует из психоневрологических, наркологических, противотуберкулезных, кожно-венерологических и других диспансеров (кабинетов) - списки лиц, состоящих на учете; из других медицинских учреждений - списки лиц, состоящих на диспансерном учете и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников.
Взаимосвязанное толкование вышеприведенных положений двух Инструкций позволяет Судебной коллегии сделать вывод о том, что с целью всестороннего и полного исследования состояния здоровья и физического развития призывника обязанность истребовать медицинские документы в отношении призывника у военного комиссариата возникает в том случае, если сам призывник не исполнил свою обязанность представить призывной комиссии медицинские документы о состоянии своего здоровья, и такие документы отсутствуют в личном деле призывника.
Поскольку в данном конкретно случае копии медицинских документов о состоянии здоровья Григорьева И.И. представлены в военный комиссариат самим призывником 29 июня 2016 года, а также 29 августа 2016 год его представителем " ... ", приобщены к материалам личного дела призывника, то обязанности повторно истребовать эти же документы из медицинских учреждений, в которых призывник проходил лечение, у военного комиссариата нет
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для признания незаконным отказа начальника отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району Филькова А.А. в истребовании медицинских документов и сведений из медицинских учреждений в отношении Григорьева И.И. В связи с этим решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2017 года подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ч.2 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2017 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.