Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2095/2017 по апелляционной жалобе Боброва И. Е. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2017 года, принятое по административному иску Боброва И. Е. к Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания "Ветеран труда", Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга об оспаривании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Боброва И.Е., представителя административного ответчика Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Матвеевой Е.Б., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бобров И.Е. обратился в Красносельский районный суда Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания "Ветеран труда", в котором просил признать незаконным решение от 14 сентября 2016 года об отказе в присвоении ему звания "Ветеран труда".
В обоснование требований указал, что ему необоснованно отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по тому основанию, что награда Министерства Обороны СССР нагрудный знак "Отличник Советской Армии", которую он заработал в период прохождения срочной службы по призыву в 1984 году, не относится к числу ведомственных знаков отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 9 октября 2006 года N447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Как полагает административный истец, то обстоятельство что его общий трудовой стаж составляет более 33 лет и он имеет нагрудный знак "Отличник Советской Армии", является достаточным основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Бобров И.Е. просил суд обязать Комиссию по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания "Ветеран труда" присвоить ему звание "Ветеран труда".
Определением суда от 26 декабря 2016 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Бобров И.Е. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права. Как указал административный истец, награждение нагрудным знаком "Отличник Советской Армии" производилось приказом командира войсковой части от имени Министра обороны СССР.
В суде апелляционной инстанции административный истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Матвеева Е.Б, полагая решение суда законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель административного ответчика Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания "Ветеран труда", в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции, Бобров И.Е. через СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг" обратился в Администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". В подтверждение наличия оснований для присвоения указанного звания, им представлена копия военного билета, в графе N 21 которого содержится запись о награждении знаком "Отличник Советской Армии". Данная запись заверена печатью войсковой части 12328 и подписью начальника штаба.
30 июня 2016 года Комиссией по присвоению званий "Ветеран труда", созданной при администрации Красносельского района Санкт-Петербурга принято решение об отказе в присвоении административному истцу звания "Ветеран труда".
Письмом отдела социальной защиты населения администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 12 июля 2016 года Боброву И.Е. сообщено об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку нагрудный знак "Отличник Советской Армии", которым он награжден в период прохождения срочной военной службы по призыву не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 9 октября 2006 года N447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился с заявлением о его пересмотре в Комиссию по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания "Ветеран труда".
Решением Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания "Ветеран труда" от 14 сентября 2016 года, оформленным протоколом N6/2016 от 14 сентября 2016 года, подтверждена правомерность решения Комиссии по присвоению званий "Ветеран труда", созданной при администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 30 июня 2016 года об отказе Боброву И.Е. в присвоении ему звания "Ветеран труда", поскольку награждение нагрудным знаком произведено не за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, а так же не от имени министерства бывшего СССР.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах установленной законом компетенции и полномочий, с соблюдением действующего законодательства, т.к. нагрудный знак "Отличник Советской Армии", которым Бобров И.Е. награжден 02 ноября 1984 года, является одним из установленных законом видов поощрения, однако не относится к перечню наград, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении к спорным правоотношениям требований ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года 5-ФЗ "О ветеранах", ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 09 октября 2006 года N447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", п.п. 5, 7 Положения о нагрудном знаке "Отличник Советской Армии", утвержденного приказом Министерства обороны СССР от 17 апреля 1957 года N 67 "Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил".
Как следует из материалов дела, приказом командира войсковой части 12328 от 02 ноября 1984 года N48 "Об итогах боевой и политической подготовки и выполнении социалистических обязательств личным составом в/ч 12328 за летний период 1984 учебного года", Бобров И.Е. признан отличником боевой и политической подготовки.
В графе N 21 военного билета Боброва И.Е. выполнена запись о награждении знаком "Отличник Советской Армии", заверенная печатью войсковой части 12328 и подписью начальника штаба.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 января 1995 года 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Пунктом 1 ст. 7 указанного Закона установлено, что ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда" и награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.В соответствие с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1. ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).
Пунктом 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда (подп. 24).
Согласно п. 3.1 ст. 26.3 названного Федерального закона, по вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. (абз. 5, 6 ст. 26.3.1 указанного Федерального закона).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 9 октября 2006 года N447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 9 октября 2006 года N447-70) звание "Ветеран труда" присваивается в том числе гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости или пенсии за выслугу лет.
Так, ч. 2 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 9 октября 2006 года N447-70 установлено, что к ведомственным знакам отличия в труде относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Президиума Верховного Совета бывшего СССР, Президиумов Верховных Советов республик бывшего СССР, Совета Министров бывшего СССР, Советов Министров республик бывшего СССР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР, а также министерств и ведомств республик бывшего СССР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Таким образом, Санкт-Петербург, реализуя свои полномочия в области установления мер социальной поддержки ветеранов труда за счет средств бюджета города, в том числе порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определилв Законе Санкт-Петербурга перечень наград и ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Согласно Положению о нагрудном знаке "Отличник Советской Армии", утвержденному приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года N 67 "Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил", указанные нагрудные знаки учреждены для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин срочной и сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину.
В соответствии с п. 5 указанного Положения, право награждения нагрудными знаками имеют командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы.
О награждении солдат, матросов, сержантов и старшин нагрудными знаками объявляется приказом командира, начальника, имеющего право награждать, с внесением награды в служебную книжку военнослужащего, а при увольнении в запас - в военный билет.
Нагрудные знаки вручаются лично командирами и начальниками, подписавшими приказ о награждении, или по их поручению командирами частей и начальниками учреждений, в которых состоят на службе награжденные (п. 7 Положения).
Следовательно, награждение нагрудным знаком "Отличник Советской Армии" в системе органов Вооруженных Сил СССР не относится к наградам и знакам отличия, предоставляющим предусмотренные законом компенсации и льготы, установленные для "Ветеранов труда".
Учитывая вышеприведенные нормы законодательства, поскольку нагрудный знак "Отличник Советской Армии" не отнесен к наградам и ведомственным знакам отличия системы органов Вооруженных Сил СССР, а также к ведомственным знакам отличия, установленным Законом Санкт-Петербурга от 9 октября 2006 года N447-70, то суд первой инстанции сделал правильный вывод о законности решения Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания "Ветеран труда", в котором просил признать незаконным решение от 14 сентября 2016 года об отказе в присвоении Боброву И.Е. звания "Ветеран труда", основанный на исследованных доказательствах и правильном применении норм материального права.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь п.1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.