Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., рассмотрев кассационную жалобу * Е.А., направленную посредством почтовой связи 10 мая 2017 года, поступившую в суд кассационной инстанции 19 мая 2017 года, с учетом дополнений к кассационной жалобе, поступивших в кассационную инстанцию 15 мая 2017 года, на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 23 июня 2015 года, в редакции определения от 5 октября 2015 года об исправлении описки, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 ноября 2016 года по делу * Е.А. к УФСИН России по г. Москве о признании ветераном боевых действий, обязании выдать удостоверение "Ветеран боевых действий",
Установил:
* Е.А. обратилась в суд к УФСИН России по г. Москве с иском о признании ветераном боевых действий, обязании выдать удостоверение "Ветеран боевых действий", ссылаясь на то, что ответчиком было необоснованно отказано ей в выдаче такого удостоверения.
Решением Коптевского районного суда г. Москвы от 23 июня 2015 года, в редакции определения об исправлении описки от 5 октября 2015 года, постановлено:
Иск * Е А о признании ее ветераном боевых действий, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий удовлетворить.
Признать *у Е А ветераном боевых действий.
Обязать УФСИН России по городу Москве выдать * Е Аудостоверение "Ветеран боевых действий".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 ноября 2016 года решение суда, в редакции определения об исправлении описки, было отменено и по делу постановлено новое решение об отказе * Е.А. в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по г. Москве о признании ветераном боевых действий и обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Согласно ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом установлено, что * Е.А. с 20 декабря 1999 года по 19 февраля 2003 года проходила службу в уголовно-исполнительной системе.
Приказом УИН Министерства юстиции РФ N 413 л/с от 4 сентября 2001 года * Е.А., занимавшая должность кинолога штурмового отделения Отдела специального назначения, была направлена в командировку в составе оперативной группы УИС Минюста России в район Северного Кавказа (г. Грозный), сроком на 45 суток с 5 сентября 2001 года по 19 октября 2001 года.
Согласно справке, выданной заместителем командующего ОГПС (с) на Северном Кавказе руководителем Оперативной группы УИС Минюста России, * Е.А. в период с 5 сентября 2001 года по 15 октября 2001 года находилась в служебной командировке в Чеченской Республике в составе оперативной группы УИС Минюста России на Северном Кавказе.
Удовлетворяя исковые требования * Е.А. о признании ветераном боевых действий и обязании выдать соответствующее удостоверение, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет нагрудные знаки "За службу на Кавказе" и "Участник боевых действий".
Апелляционная инстанция с такими выводами суда не согласилась, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся (помимо иных граждан) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Согласно разделу III указанного приложения к Федеральному закону "О ветеранах" указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции (подп. "в" п. 4 Постановления).
Таким образом, факт выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Согласно п.1 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004 г N 282 указанная Инструкция определяет порядок выдачи в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г N 5-ФЗ "О ветеранах"
В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветеран боевых действий, подтверждающим документом для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Из изложенного следует, что сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 01 августа 1999 г. в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Судебной коллегией установлено, что в подтверждение факта участия в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции истцом в суд была представлена копия приказа о направлении в командировку, справка о фактически отработанном времени при нахождении в служебной командировке и копии удостоверений к наградам.
Между тем, в указанных документах не содержатся конкретные сведения об участии истца в соответствующих контртеррористических операциях.
Также судебная коллегия установила, что решение Головинского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2013 г об удовлетворении иска * Е.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по г. Москве об установлении факта участия в контртеррористических операциях и взыскании денежных средств было отменено апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 августа 2013 года и по делу постановлено новое решение об отказе * Е.А. в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по г. Москве об установлении факта участия в контртеррористических операциях и взыскании денежных средств.
Судом первой инстанции названные судебные постановления, в нарушении положений ч.2 ст.61 ГПК РФ, оставлены без внимания.
Таким образом, факт участия истца в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции объективными и достоверными доказательствами не подтвержден.
Исходя из изложенного, фактически установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда первой инстанции, в редакции определения об исправлении описки, и принятии по делу нового решения об отказе * Е.А. в удовлетворении заявленных требований о признании ветераном боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки апелляционной инстанции и по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
Определил:
в передаче кассационной жалобы * Е.А. на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 23 июня 2015 года, в редакции определения от 5 октября 2015 года об исправлении описки, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 ноября 2016 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.