Апелляционное определение Московского городского суда от 25 мая 2017 г. N 10-8158/17 Судья Галиуллин И.З. Дело N 10-8158
Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Мариненко А.И.,
судей Балашова Д.Н., Филипповой Г.М.,
при секретаре Кондратенко К.А.,
с участием:
прокурора Кладухина В.С.,
осужденных Асланяна А.А., Оганнисяна А.А.,
защитников - адвокатов Хараджиева Р.Ф., Климина А.П.,
переводчика Макичян И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы осужденного Асланяна А.А., адвоката Хараджиева Р.Ф. в защиту осужденного Оганнисяна А.А.
на приговор Бутырского районного суда г. Москвы от 25 августа 2016 года, которым
Асланян А.А., ***, не судимый,
осужден по п. "б" ч. 3 ст. 161 УК РФ (2 преступления) к 7 годам лишения свободы за каждое преступление,
на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения окончательно назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
Оганнисян А.А., ***, не судимый,
осужден по п. "б" ч. 3 ст. 161 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мурадян А.А., ***, не судимый,
осужден по п. "б" ч. 2 ст. 175 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере 50 000 рублей.
Дело в отношении Мурадяна А.А. рассматривается в порядке ст. 38919 УПК РФ.
Срок наказания осужденным исчислен со дня провозглашения приговора с зачетом времени предварительного содержания под стражей: Асланяну и Оганнисяну - с ***, Мурадяну - с ***.
Гражданский иск потерпевшего ООО "***" о возмещении материального ущерба удовлетворен полностью, с осужденных в пользу ООО "***" солидарно взыскано *** рублей.
За потерпевшим ООО "***" признано право на удовлетворение гражданского иска, вопрос о размере возмещения передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Разрешен вопрос о вещественных доказательствах.
Заслушав доклад судьи Балашова Д.Н., мнения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Асланян признан виновным в грабеже, т.е. открытом хищении чужого имущества, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с угрозой применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, в особо крупном размере,
а именно в том, что он совместно с неустановленными соучастниками в *** ***, угрожая применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, открыто похитили ювелирные изделия ООО "***" на общую сумму *** рублей.
Асланян и Оганнисян признаны виновными в грабеже, т.е. открытом хищении чужого имущества, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с угрозой применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, в особо крупном размере,
Мурадян признан виновным в совершении заранее не обещанного приобретения имущества, заведомо добытого преступным путем, в крупном размере,
а именно в том, что Асланян и Оганнисян совместно с неустановленными соучастниками в *** ***, угрожая применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, открыто похитили ювелирные изделия ООО "***" на общую сумму ** рублей, которое Мурадян, заведомо зная, что данное имущество добыто преступным путем, *** приобрел у них за *** рублей.
Обстоятельства совершения преступлений подробно изложены в приговоре.
В судебном заседании Асланян и Мурадян в совершении вышеуказанных преступлений признали себя виновными, Оганнисян вину не признал.
В апелляционной жалобе осужденный Асланян, не оспаривая установленных судом обстоятельств дела, считает приговор чрезмерно суровым, поскольку суд не в полной мере учел сведения о его личности, смягчающие вину обстоятельства, что является основанием для применением ст. 64 УК РФ. Кроме того, полагает завышенной сумму причиненного ООО "***" ущерба и взысканного судом.
В апелляционной жалобе и дополнении адвокат Хараджиев считает приговор в отношении Оганнисяна незаконным и необоснованным, поскольку судом допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, неправильно применен уголовный закон, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Анализируя приведенные в приговоре доказательства, защита полагает, что вина Оганнисяна не доказана, не подтверждается приведенными в приговоре доказательствами, опровергается материалами уголовного дела, показаниями допрошенных по делу лиц. Оганнисян физически не мог наблюдать за местом совершения преступления, ни соисполнителем, ни организатором совершения преступления не являлся, его роль и похищенное имущество в приговоре не конкретизированы, сумма ущерба необоснованно установлена с учетом НДС. Кроме того, суд незаконно взыскал с Оганнисяна причиненный ущерб по преступлению, которое ему не инкриминировалось, назначил чрезмерно суровое наказание, без учета его роли в содеянном, всех данных о личности и смягчающих вину обстоятельств. Адвокат просит приговор отменить, производство по делу в отношении Оганнисяна прекратить.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, находит приговор подлежащим отмене с возвращением уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключении должно быть указано существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.
Как усматривается из материалов дела, органами предварительного расследования Асланян, Оганнисян и Мурадян обвинялись в совершении разбойных нападений, в ходе которых были похищены ювелирные изделия ООО "***" на общую сумму *** рублей и ООО "***" на общую сумму *** рублей.
Однако в постановлениях о привлечении Асланяна, Оганнисяна и Мурадяна в качестве обвиняемых, а также в обвинительной заключении не конкретизировано и из его содержания неясно, какие именно ювелирные изделия были похищены соучастниками и какова стоимость каждого из них. То есть органами следствия диспозиция части 4 ст. 162 УК РФ, а судом диспозиция части 3 ст. 161 и части 2 ст. 175 УК РФ не раскрыта, что имеет существенное значение для разрешения данного уголовного дела по существу.
Отсутствие в обвинительном заключении указания на обстоятельство, имеющее значение для уголовного дела - конкретный перечень похищенного имущества и его стоимость лишает обвиняемых возможности защищаться от предъявленного обвинения.
Вышеуказанные фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона и неправильное применение уголовного закона, неустранимые в суде апелляционной инстанции, в силу ст. 389.15 УПК РФ являются основаниями отмены приговора с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.
Кроме того, суд необоснованно взыскал солидарно в пользу ООО "***" сумму материального ущерба не только с Оганнисяна, как об этом ставит вопрос адвокат, но и с Мурадяна по преступлению, которое им не инкриминировалось органами предварительного расследования.
Также суд неправомерно принял решение по гражданскому иску ООО "***", в то время как названное юридическое лицо по настоящему уголовному делу потерпевшим и, соответственно, гражданским истцом не признавалось.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо устранить указанные выше нарушения закона, а также проверить все иные доводы апелляционных жалоб.
Судебная коллегия не находит оснований для изменения меры пресечения в отношении осужденных с учетом данных о их личности и конкретных обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 38913, 38920, 38928 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
Приговор Бутырского районного суда г. Москвы от 25 августа 2016 года в отношении Асланяна А.А., Оганнисяна А.А., Мурадяна А.А. - отменить.
Уголовное дело в отношении Асланяна А.А., Оганнисяна А.А., Мурадяна А.А. в порядке п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ возвратить прокурору Северо-Восточного административного округа г. Москвы.
Меру пресечения в отношении Асланяна А.А., Оганнисяна А.А., Мурадяна А.А. оставить без изменения - в виде заключения под стражу на срок до ***.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Московский городской суд в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.