Апелляционное определение Московского городского суда от 24 мая 2017 г. N 33-19875/17 Судья Борисов Е.В.
24 мая 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М.,
при секретаре Завалишиной Н.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Сиротюк Л.П. на решение Никулинского районного суда города Москвы от 28 сентября 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Сиротюк Л.П. к УСЗН ЗАО г. Москвы об обязании выдать удостоверение "Ветеран труда" - оставить без удовлетворения,
установила:
Сиротюк Л.П. 27.05.2016 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа г. Москвы (далее - УСЗН ЗАО г. Москвы) об обязании выдать удостоверение "Ветеран труда", мотивируя обращение тем, что проживает в городе ***, имеет продолжительный трудовой стаж, за достижения в труде награждена знаком "Победитель социалистического соревнования 1979 года", однако в присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче соответствующего удостоверения ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании истец требования поддержала, представитель ответчика иск не признала.
28.09.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Сиротюк Л.П. по доводам своей апелляционной жалобы, срок на подачу которой восстановлен определением от 14.02.2017.
В заседании судебной коллегии истец Сиротюк Л.П. и ее представитель по заявлению в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Мосяков А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали; представитель ответчика УСЗН ЗАО г. Москвы по доверенности Вавасова Т.А. против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из трудовой книжки, что Сиротюк Л.П., *** года рождения, проживающая в городе *** (л.д. 6), с 15.07.1975 по 22.05.1980 и с 01.02.1982 по 10.04.1986 работала в Дружковском городском узле связи (л.д. 29-34), в период работы в котором приказом начальника Дружковского городского узла связи от *** N *** на основании приказа Министра связи СССР ей вручен значок "Победитель социалистического соревнования 1979 года", при этом сведения о награждении в трудовую книжку не внесены, указанный значок и удостоверение к нему не представлены.
Как следует из приказа начальника Дружковского городского узла связи от *** N ***, он издан в честь Международного женского дня 8 Марта в целях поощрения работников городского узла в связи с имеющимися положительными результатами в работе; указанным приказом 8 работниц награждены почетной грамотой, 48 работниц - благодарностью с занесением в трудовую книжку, 5 работниц, в том числе истец, - значком "Победитель социалистического соревнования 1979 года" (л.д. 10-11).
Из архивной справки ФКУ "Российский государственный архив экономики" от *** следует, что протоколом N *** совместного заседания коллегии Министерства связи СССР и Президиума ЦК профсоюза работников связи от *** утверждено распределение знаков "Победитель социалистического соревнования 1979 года" в количестве 63,6 тысяч по министерствам связи союзных республик, производственно-техническим управлениям, организациям связи, непосредственно подчиненных Министерству связи СССР (л.д. 13).
*** Сиротюк Л.П. обратилась в отдел социальной защиты населения района Раменки УСЗН ЗАО г. Москвы с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", представив указанные документы как основания для его присвоения.
Решением ответчика от *** в удовлетворении заявления Сиротюк Л.П. отказано, поскольку сведений о награждении истца ведомственными знаками отличия в труде руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд не представлено, что противоречит положениям постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", а знак "Победитель социалистического соревнования 1979 года" таковым не является (л.д. 9).
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действующей на момент обращения Сиротюк Л.П. к ответчику и принятии им обжалуемого решения, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда".
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п.п. 2.1., 2.2. которого указаны категории граждан, аналогичные ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, а в п. 3 (в редакции, действовавшей на момент обращения Сиротюк Л.П. к ответчику и принятии им обжалуемого решения), предусмотрено, что основанием для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, указанных в п. 2.1. Положения, являются следующие документы: - о награждении орденами или медалями либо о присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо о награждении за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации; - трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин); - паспорт или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося и его место жительства в городе Москве.
Согласно Положению "О едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования" 1977 года и последующих годов десятой пятилетки", утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 08.04.1977 (Протокол N 5 п.12), единым общесоюзным знаком "Победитель социалистического соревнования" 1977 года и последующих годов десятой пятилетки награждаются передовые рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, служащие объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений за успешное выполнение заданий и социалистических обязательств соответствующего года десятой пятилетки (п. 1); награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) и ЦК профсоюза производится совместным решением администрации или правлением колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств (п. 2); знак "Победитель социалистического соревнования" вместе с удостоверением установленного образца вручается в торжественной обстановке на собраниях трудящихся, в трудовую книжку награжденного вносится соответствующая запись (п. 3).
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Сиротюк Л.П., поскольку представленные сведения о награждении истца не относятся к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствуют о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учитывая, что основанием награждения знаком "Победитель социалистического соревнования" в соответствии с Положением о нем является успешное выполнение заданий и социалистических обязательств соответствующего года десятой пятилетки, досрочное выполнение годового задания; кроме того, из приказа от *** N *** следует, что его целью явилось поощрение за положительные результаты работы в честь Международного дня 8 марта, при этом истец начала трудовую деятельность в Дружковском городском узле связи с 15.07.1975, в связи с чем ее награждение по результатам работы 1979 года не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, являющееся основанием для признания лица ветераном труда.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", указывая, что знак "Победитель социалистического соревнования" учрежден ЦК КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и выдан на основании приказа Министра связи СССР, о чем указано в приказе от *** N ***, в связи с чем является ведомственной наградой, а также ссылается на то, что истец имеет продолжительный трудовой стаж. Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
При этом судебная коллегия также принимает во внимание, что с 01.07.2016 в Федеральный закон "О ветеранах", в постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Никулинского районного суда города Москвы от 28 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сиротюк Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.