Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июня 2017 г. N 33-21185/17 Судья: Мусимович М.В. N 33-21185/2017
06 июня 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
и судей Пильгановой В.М., Лобовой Л.В.,
при секретаре Филатовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе Шушарина В. Ю.
на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 октября 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Шушарина В. Ю. к Министерству внутренних дел, в/ч 3472 о признании приказа в/ч 3472 от 14 августа 2014 года противоречащему нормативному акту имеющему большую юридическую силу, о восстановлении нарушенных прав на пенсионное обеспечение по выслуге лет в льготном исчислении, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме",
установила:
Шушарин В.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел, в/ч 3472 о признании приказа в/ч 3472 от 14 августа 2014 года противоречащим нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, о восстановлении нарушенных прав на пенсионное обеспечение по выслуге лет в льготном исчислении, компенсации морального вреда.
В обосновании своих требований указал, что в период с 23 декабря 1991 года по 03 ноября 1993 года проходил срочную военную службу в пограничных войсках КГБ СССР в воинской части 2011 г.Сухуми. 14 августа 1992 года район дислокации в/ч 2011 был объявлен "зоной вооруженного конфликта". В связи с нахождением в указанный период в зоне боевых действий, истец считает, что он имеет право в данный период на льготное исчисление выслуги лет - один месяц военной службы за три месяца.
На основании указанного просил суд, с учетом заявления об изменении оснований иска и уточненного искового заявления, признать приказ воинской части 3472 от 14 августа 2014 года противоречащим пункту 2 статьи 2 Закона РФ N 4328-1 от 21 января 1993 года в той части, где выслуга лет военной службы в льготном исчислении за период с 14 августа 1992 года по 03 ноября 1993 года исключена из послужного списка; восстановить нарушенные права истца от 14 августа 2014 года: обязать ответчика воинскую часть 3472 внести в послужной список истца выслугу лет в льготном исчислении один месяц военной службы за три месяца за период с 15 августа 1992 года по 3 ноября 1993 года; в соответствии с пунктом 7, 8, 11 Инструкцией МВД РФ N418 обязать ответчика воинскую часть 3472 в десятидневный срок со дня вынесения решения суда надлежащим образом оформить документы истца и передать их в Центр Пенсионного обеспечения при МВД РФ по Московской области для назначения и выплаты пенсии; взыскать с ответчика воинской части 3472 в пользу истца компенсацию морального вреда (нравственные страдания) в размере 800 000,00 рублей, взыскать с ответчика МВД РФ в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 рублей.
В заседание суда первой инстанции истец и его представитель Амиров Х.С. явились, иск поддержали.
Представители ответчиков в судебное заседание суда первой инстанции явились, иск не признали по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Шушарин В.Ю.
На заседание судебной коллегии явились истец и представитель истца по доверенности Амиров Х.С., которые доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители ответчиков - МВД России по доверенности Булгаков Д.В. и в/ч 3472 по доверенности Фоменко М.С. на заседание судебной коллегии явились, возражали против удовлетворения жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно ст.18 Федерального Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец в период с 23 декабря 1991 года по 03 ноября 1993 года проходил срочную военную службу в пограничных войсках КГБ СССР в воинской части 2011 г.Сухуми. 14 августа 1992 года район дислокации в/ч 2011 был объявлен "зоной вооруженного конфликта". Истец проходил службу в данный период по призыву, что подтверждается выпиской о прохождении истцом службы, приобщенной к материалам дела .
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1) военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Подпунктом "б" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца, в том числе при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (ред. от 25 февраля 2009 г.) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
На основании п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации, другие министерства и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба, определяют перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу на территориях, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач на данных территориях.
Непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания. При этом дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1, предоставляются только за время фактического выполнения задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о признании приказа воинской части 3472 от 14 августа 2014 года противоречащим пункту 2 статьи 2 Закону РФ N 4328-1 от 21 января 1993 года, в той части, где выслуга лет военной службы в льготном исчислении за период с 14 августа 1992 года по 03 ноября 1993 года исключена из послужного списка; восстановлении нарушенных прав истца от 14 августа 2014 года: обязании ответчика воинской части 3472 внести в послужной список истца выслугу лет в льготном исчислении один месяц военной службы за три месяца за период с 15 августа 1992 года по 3 ноября 1993 года; в соответствии с пунктом 7, 8, 11 Инструкцией МВД РФ N418 обязать ответчика воинской части 3472 в десятидневный срок со дня вынесения решения суда надлежащим образом оформить документы истца и передать их в Центр Пенсионного обеспечения при МВД РФ по Московской области для назначения и выплаты пенсии, суд перовой инстанции исходил из того, что оснований для льготного исчисления выслуги лет истцу за период прохождения им службы в зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта не имеется, поскольку сам по себе факт нахождение военнослужащего в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия этих лиц в выполнении соответствующих задач. Фактическое участие военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел, проходивших службу на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 и ст. 60 ГПК РФ.
Суд первой инстанции учел, что каких либо допустимых доказательств, свидетельствующих о фактическом участии истца в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта, последним суду не представлено, а судом в ходе судебного разбирательства не добыто.
Требования по компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат, поскольку каких либо нарушений со стороны ответчиков в отношении истца не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в оспариваемом решении, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений прав истца судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы Шушарина В.Ю., по сути, сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны доводам, на которые он ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом в качестве доказательства был представлен военный билет, в котором на странице 25 имеется запись за подписью начальника в/ч о том, что он с 14.08.1992 по 03.11.1993 выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта на территории Абхазии (л.д.18) не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку в записи отсутствует ссылка на приказ, а периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шушарина В. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.