Апелляционное определение Московского городского суда от 22 июня 2017 г. N 33-24024/17 Судья суда первой инстанции: Данилина Е.А. Дело N 33-24024/17
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Анашкина А.А., Левшенковой В.А.,
при секретаре Поповой Я.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А.,
дело по апелляционной жалобе представителя Ассоциации по защите прав инвалидов как потребителей и прав инвалидов на доступную среду "БезБарьерный Альянс" по доверенности Ефимовой А.С. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ассоциации (союза) по защите прав инвалидов как потребителей и прав инвалидов на доступную среду "БезБарьерный Альянс" в интересах Сергеевой О. В. к Обществу с ограниченной ответственностью "Поларис" о возложении обязанности устранить нарушения прав инвалида на доступную среду и компенсации морального вреда отказать.
установила:
Ассоциация (союза) по защите прав инвалидов как потребителей и прав инвалидов на доступную среду "БезБарьерный Альянс" обратилась в суд с иском в интересах Сергеевой О.В., инвалида первой группы, к Обществу с ограниченной ответственностью "Поларис" о возложении обязанности устранить нарушения прав инвалида на доступную среду и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования несоблюдением ответчиком нормативов при строительстве входной группы продуктового магазина, расположенного по адресу: _., обеспечивающих инвалидам доступность и безопасность жилых зданий, в котором истец просил суд признать ООО "Поларис" нарушившим Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и обязать его устранить нарушения строительных норм, а именно: установить пандус (или подъемник), обеспечить достаточную ширину для входных дверей в свету, в случае невозможности обеспечить объект пандусом (или подъемником) - установить кнопку вызова администратора (или приборов для открытия/закрытия дверей) или информировать потенциальных покупателей из числа маломобильных групп населения о ближайших торговых объектах с аналогичным ассортиментом товаров (работ, услуг), оборудованных соответствующими техническими и строительными приспособлениями для входной группы, взыскать с ответчика в пользу Сергеевой О.В. денежную компенсацию морального вреда в размере _ рублей _ копеек, а также в пользу Ассоциации "БезБарьерный Альянс" штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу истца - _ рублей _ копеек, и судебные издержки в размере _ рублей _копеек,
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Ассоциации по защите прав инвалидов как потребителей и прав инвалидов на доступную среду "БезБарьерный Альянс" по доверенности Ефимова А.С., по доводам апелляционной жалобы.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещены.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, находит решение законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации КС РФ от 13.05.2010 N 689-О-О, от 24.10.2013 N 1632-О, установлено, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Из материалов дела следует, что 27 ноября 2016 года член Ассоциации "БезБарьерный Альянс" Сергеева О.В., являющаяся инвалидом первой группы, что подтверждается справкой МСЭ серии _. - _, обратилась с заявлением в Ассоциацию "БезБарьерный Альянс" с просьбой о защите ее прав, из которого следует, что 27 ноября 2016 года она не смогла попасть в помещение продуктового магазина ООО "Поларис", расположенного по адресу: _., так как вход был не доступен для маломобильных групп населения по причине отсутствия пандуса.
Для выявления соответствия строительных конструкций входной группы здания, расположенного по вышеуказанному адресу, действующим строительно-техническим нормам по обсечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям и безопасность их эксплуатации, Ассоциация "БезБарьерный Альянс" обратилась в ООО "Среда Прав и Обязанностей", согласно заключению которого N _.. по результатам обследования входной группы объекта под названием ООО "Поларис", в здании, расположенном по адресу: г_.., имеют дефекты, не соответствующие обязательным требованиям Федерального закона от 23 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и действующим строительным нормативам РФ. При наличии этих дефектов строительной конструкции, для инвалидов и маломобильных групп граждан не обеспечиваются критерии доступности и безопасности общественных зданий.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что конструкции входной группы ООО "Поларис" имеют не соответствия действующим, обязательным требованиям строительных нормативы РФ, а именно: абз. 12 п. 4.1.14; абз. 3 п. 5.1.4; абз. 1 п. 5.1.4.; п. 5.4.2; п. 5.5.1 Свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильной группы населения".
29 ноября 2016 года истец обратился к ответчику с претензией, содержащей требование устранить выявленные нарушения в установленный срок, которая была оставлена последним без внимания.
Разрешая заявленные требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения вышеуказанных правовых норм, и учитывая, что ООО "Поларис" расположенное по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, д. 21, находится в здании построенном до 01.07.2016 г., то есть к нему не применяется положения п.3 ст. 26 Федерального закона РФ от 01.12.2014 г. N 419 ФЗ, при этом ответчик собственником помещения не является, сведений о внесении здания в план реконструкции и капитального ремонта на 2017 год материалы дела не содержат, в связи с чем суд пришел к обоснованным выводам об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, является правильной, в связи с чем у судебной коллегии оснований не согласиться с такой оценкой не имеется. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного решения.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда об отсутствии обязанности у ответчика устранить нарушения прав инвалида, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 3 ст. 26 Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, из положений настоящего Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым, в том числе, относится и помещение магазина ООО "Поларис", расположенное по адресу: _.; вытекающая из приведенных выше норм обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, перечисленные в ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны во введенном с 01 января 2013 года Своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года N 605, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.
В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами (п. 4.1.14). Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м. Пандусы при перепаде высот более 3,0 м следует заменять лифтами, подъемными платформами и т.п. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина винтового пандуса при полном повороте должна быть не менее 2,0 м. Через каждые 8,0 - 9,0 м длины марша пандуса должна быть устроена горизонтальная площадка. Горизонтальные площадки должны быть устроены также при каждом изменении направления пандуса. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна иметь размер не менее 1,5 м по ходу движения, а на винтовом - не менее 2,0 м. Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 м (п. 5.2.13 СНиП).
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Пунктом 1.2 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) предусмотрено, что настоящий Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна). Требования СП необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Между тем, нежилое помещение, арендуемое ответчиком, не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом, при этом в период рассмотрения дела судом первой инстанции и на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции действует новая редакция Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2015), которая не распространяется на обязательства ответчика.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ассоциации по защите прав инвалидов как потребителей и прав инвалидов на доступную среду "БезБарьерный Альянс" по доверенности Ефимовой А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.