Апелляционное определение Московского городского суда от 8 июня 2017 г. N 33а-443/17 МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Лукьянченко В.В., Ставича В.В.,
при секретаре Петрове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. административное дело по апелляционной жалобе Д.М.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 февраля 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Д.М.А. к Главному управлению по вопросам миграции МВД России о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации,
установила:
Д. (Г.) М.Аб.обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя его тем, что при вынесении оспариваемого решения миграционным органом не учтено наличие угрозы возвращения в страну исхода, по причине преследования по национальному признаку и его принадлежности к "Народному движению освобождения Судана", которая является стороной вооруженного конфликта, государственным органом также не была учтена страноведческая информация.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит административный истец Д.М.А. в апелляционной жалобе, считая его незаконным и необоснованным.
Представитель административного ответчика Главного управления по вопросам миграции МВД России по доверенности Выборов И.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая доводы необоснованными.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, не сообщившего об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного с учетом установленных обстоятельств дела, представленных доказательств, которым дана оценка и требований Федерального закона от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах".
В силу пп. 2 п. 1 ст. 4 названного Закона лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В силу ст. 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Судом установлено, что гражданин Республики Судан Д.М.А. 30 января 2013 года прибыл авиарейсом Хартум-Москва на территорию Российской Федерации через КПП "Внуково" г. Москва, на основании российской въездной визы (однократная туристическая виза ХР15410, выдана 21 января 2013 года Посольством Российской Федерации в г. Хартум Республики Судан со сроком действий по 17 февраля 2013 года).
21 июля 2014 года в УФМС России по г. Москве было подано приглашение на оформление заявителю коммерческой визы.
5 октября 2014 года заявителю была выдана многократная коммерческая виза со сроком действия до 25 мая 2015 года.
Административный истец проживает по адресу: Московская область, г. Котельники, ст. _, уч. _ д. .. без регистрации по месту жительства.
Официальной работы не имеет, зарабатывает распространением рекламы у станции метро.
19 мая 2016 года Д.М.А. обратился в УФМС России по Московской области по поводу предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, мотивируя невозможностью пребывать в стране гражданской принадлежности из-за боевых действий.
Решением ГУ МВД России по Московской области от 4 августа 2016 года заявителю отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации по причине отсутствия сведений, что при возвращении в Республику Судан он может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
5 октября 2016 года решением ГУВМ МВД России жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение ГУ МВД России по Московской области от 4 августа 2016 года оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к правильному выводу о его необоснованности, поскольку административным истцом не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о реальной угрозе стать жертвой преследования со стороны властей или каких-либо групп населения по признаку вероисповедания, расы, принадлежности к определенной социальной группе в случае его возвращения в страну гражданской принадлежности.
Оснований полагать, что административный истец может подвергнуться преследованиям со стороны властей Судана по причине его принадлежности к организации "Народное движение освобождения Судана" не имеется, поскольку он выезжал за пределы Судана на основании национального паспорта, а также продлевал его действие в Посольства Судана в г. Москве. Это свидетельствует об отсутствии преследования Д.М.А. со стороны властей Судана. При этом также отсутствуют сведения о том, что близкие родственники подвергаются преследованиям в Судане со сторон органов государственной власти.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у административного истца нуждаемости в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела никаких фактов, либо убедительных доказательств, а также документов, подтверждающих возможное преследование административного истца на территории Судана по политической или религиозной принадлежности, представлено не было.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Д.М.А. обратился в миграционные органы не с целью поиска убежища, а с целью легализации своего нахождения на территории России, в связи с чем оснований, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" для признания беженцем и предоставления временного убежища не имеется.
Легализация положения на территории России производится, в частности, на основании Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Перечисленных причин при проведении проверки ГУ МВД России по Московской области не выявлено.
При этом судом правомерно учтено, что решение ГУ МВД России по Московской области принято с учетом отсутствия угрозы для жизни Д.М.А. при его возможном возвращении на родину и с учетом отсутствия оснований полагать, что в случае возвращения на родину, административный истец может быть подвергнут негуманному обращению или незаконному осуждению.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Довод апелляционной жалобы об игнорировании в решении суда страноведческой информации не ставит под сомнение его правильность, поскольку подробная информация о положении в Судане приведена в оспариваемом решении.
Фактические обстоятельства, которые были установлены органами миграционной службы в отношении административного истца, последним в апелляционной жалобе не оспариваются.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Д.М.А. в настоящее время находится на территории России легально, соблюдает правила миграционного учета, ее жалоба не содержит.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.