Апелляционное определение Московского городского суда от 24 мая 2017 г. N 33а-3073/17 Судья Михалева Т.Д.
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г., Юдиной А.М.,
при секретаре Красниковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 09 марта 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление акционерного общества "Центр управления федеральной собственностью" об установлении кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить по состоянию на 22.08.2014 кадастровую стоимость, равную рыночной, земельного участка общей площадью 2 763,00 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере 83 602 854 (восемьдесят три миллиона шестьсот две тысячи восемьсот пятьдесят четыре) руб. на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить по состоянию на 22.08.2014 кадастровую стоимость, равную рыночной, земельного участка общей площадью 916,00 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу *****, в размере 30 603 045 (тридцать миллионов шестьсот три тысячи сорок пять) руб. на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить по состоянию на 22.08.2014 кадастровую стоимость, равную рыночной, земельного участка общей площадью 16 428,00 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу *****, в размере 368 463 612 (триста шестьдесят восемь миллионов четыреста шестьдесят три тысячи шестьсот двенадцать) руб. на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения акционерного общества "Центр управления федеральной собственностью" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является 12 октября 2016 г.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****; с кадастровым номером *****, расположенного по адресу *****; с кадастровым номером *****, расположенного по адресу *****, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
установила:
АО "ЦУФС" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило установить по состоянию на 22 августа 2014 года кадастровую стоимость, равную рыночной, земельных участков: общей площадью 2 763,00 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере 83 602 854 руб.; общей площадью 916,00 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере 30 603 045 руб.; общей площадью 16 428,00 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере 368 463 612 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельных участков, кадастровая стоимость которых установлена в размере 134 041 750,56 руб., 44 438 017,92 руб., 796 973 535,36 рублей соответственно.
Установленная кадастровая стоимость земельных участков, по мнению административного истца, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что АО "ЦУФС" является собственником земельных участков: общей площадью 2 763,00 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****; общей площадью 916,00 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****; общей площадью 16 428,00 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****.
Кадастровая стоимость земельных участков определена в размере 134 041 750,56 руб., 44 438 017,92 руб., 796 973 535,36 рублей соответственно.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 26 сентября 2016 года, подготовленный ООО "*****", в котором по состоянию на 22 августа 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***** определена в размере 59 900 000 руб., земельного участка с кадастровым номером ***** - 29 800 000 руб., земельного участка с кадастровым номером ***** - 231 500 000 руб.
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда от 25 января 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "*****".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 14 февраля 2017 года отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 22 августа 2014 года рыночная стоимость земельных участков определена в размере 83 602 854 руб., 30 603 045 руб., 368 463 612 руб. соответственно.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 09 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.