Решение Московского городского суда от 16 мая 2017 г. N 3а-236/17 Дело N 3А-236/2017
Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Васильковой Н.Ю.
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Швабе-Исследования" о признании недействующим Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 4741 Приложения N1 к Постановлению (в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 года N 153-ПП, от 29 апреля 2015 года N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 года N 466-ПП, от 27 октября 2015 года N 705-ПП, от 15 декабря 2015 года N 874-ПП); в части пункта 2681 Приложения N1 к Постановлению (в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП, от 06 декабря 2016 N 828-ПП), в части пункта 18966 Приложения N1 к Постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП),
установил:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 02 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N67.
В настоящее время постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года действует в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 года N 153-ПП, от 29 апреля 2015 года N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 года N 466-ПП, от 27 октября 2015 года N 705-ПП, от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 15 декабря 2015 года N 874-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 N 456-ПП, от 29 ноября 2016 N 789-ПП, от 06 декабря 2016 N 828-ПП, с изменениями, внесенными решениями Московского городского суда.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень).
Согласно пункту 4741 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в названный Перечень включено здание с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенное по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды" исключены, а приложение N1 к постановлению изложено в новой редакции. Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2016 года (далее - Перечень на 2016 год). Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу http://www.mos.ru 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Согласно пункту 2681 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП) в названный Перечень включено здание с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенное по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" приложение N1 к постановлению изложено в новой редакции. Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года. Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2017 года (далее - Перечень на 2017 год).
Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30 декабря 2016 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30 декабря 2016 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30 декабря 2016 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Согласно пункту 18966 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП) в названный Перечень включено здание с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенное по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3.
Акционерное общество "Швабе-Исследования" обратилось в Московский городской суд с требованиями с учетом дополнений о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в первоначальной редакции) в части пункта 4741; в редакции, действующей с 01 января 2016 года, - в части пункта 2681; в редакции, действующей с 01 января 2017 года, - в части пункта 18966 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, то есть в части включения в Перечень вышеуказанного объекта.
В обоснование требований ссылается на то, что является собственником здания с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3.
По утверждению административного истца, принадлежащее ему на праве собственности здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными в статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", и, следовательно, оно незаконно включено в Перечень. Здание располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0005009:20, разрешенный вид использования которого согласно кадастровому паспорту и свидетельству о государственной регистрации права - "эксплуатация административно-лабораторных корпусов".
Такой вид разрешённого использования как "эксплуатация административно-лабораторных корпусов" не соответствует кодам 1.2.5. и 1.2.7. по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, относится к иной группе видов разрешённого использования земельных участков. При таких обстоятельствах принадлежащее административному истцу здание не подлежало включению в оспариваемый Перечень на 2015, 2016, 2017 годы, исходя из вида разрешённого использования земельного участка.
Фактически объект также не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В такой ситуации отсутствовали основания для включения здания в Перечень и по виду фактического использования.
Представитель акционерного общества "Швабе-Исследования" Лебедев В.А. по доверенности в судебном заседании заявленные требования с учетом дополнений поддержал, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривал.
Также указал, что представленный в материалы дела акт обследования нежилого здания Госинспекцией по недвижимости N 9088896 от 02 сентября 2014 года не подтверждает то обстоятельство, что здание используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку осмотр помещений в здании не проводился. Вывод о фактическом использовании нежилого помещения для размещения офисов был сделан формально путем указания в акте обследования на отсутствие доступа в здание.
Однако с момента обследования до настоящего времени здание с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенное по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3, принадлежащее акционерному обществу "Швабе-Исследования", не использовалось для размещения офисов, в спорный период заключались договоры аренды с разными арендаторами, но функциональное и целевое назначение помещений в здании не изменялось. По указанному адресу административный истец осуществляет деятельность, предусмотренную уставом, в том числе, разработку, изготовление отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации; проводит научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, в области создания высокоэнергетических лазеров, осуществляет разработку, производство, ремонт, обслуживание приборов, систем и комплексов вооружения и военной техники на основе лазерных и оптико-электронных технологий.
Представленный в материалы дела акт обследования нежилого здания от 27 марта 2017 года подтверждает то обстоятельство, что здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Представитель Правительства Москвы по доверенности Борисова К.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав на то, что здание было включено в Перечни на 2015, 2016 и 2017 годы на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", исходя из его фактического использования для размещения офисных помещений. Также указала, что основанием для включения здания в Перечень как в первоначальной редакции, так и в редакции, действующей с 01 января 2016 года, и в редакции, действующей с 01 января 2017 года, послужил один и тот же акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 02 сентября 2014 года.
Представитель заинтересованного лица - Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником 6-этажного нежилого здания (лабораторный корпус) общей площадью 9 614,6 кв.м по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07 февраля 2014 года (том 1 л.д. 40).
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0005009:20, принадлежащем административному истцу на праве собственности. Разрешенное использование земельного участка согласно кадастровому паспорту от 07 августа 2013 года и свидетельству о государственной регистрации права от 07 февраля 2014 года - "эксплуатация административно-лабораторных корпусов" (том 1 л.д. 39, 45).
Как было указано выше, Приложение N1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года до 31 декабря 2015 года действовало в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 года N 153-ПП, от 29 апреля 2015 года N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 года N 466-ПП, от 27 октября 2015 года N 705-ПП, от 15 декабря 2015 года N 874-ПП.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды" исключены, а приложение N1 к постановлению изложено в новой редакции. В приведенной редакции постановление вступило в силу с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП приложение N1 к постановлению изложено в новой редакции. Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Принадлежащее административному истцу здание включено в оспариваемое постановление как в редакции, действовавшей до 31 декабря 2015 года, так и в редакциях, действующих с 01 января 2016 года и с 01 января 2017 года.
Оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права акционерного общества "Швабе-Исследования" как налогоплательщика, в связи с чем общество вправе обратиться в суд с соответствующим административным иском.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" Постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67 02 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Как того требует пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3 000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Системный анализ этих положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1.1. Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости как от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и площади этого здания (строения, сооружения), так и от вида фактического использования здания (строения, сооружения) и его площади.
Проверяя оспариваемый пункт 4741 (в редакции, действовавшей по 31 декабря 2015 года включительно), пункт 2681 (в редакции, действующей с 01 января 2016 года), пункт 18966 (в редакции, действующей с 01 января 2017 года) приложения N1 к Постановлению на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здание включено в оспариваемый Перечень на 2015, 2016, 2017 годы по пункту 2 статьи 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций". Это обстоятельство не оспаривалось и представителем административного истца.
По данному пункту в Перечень включаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
До настоящего времени Минэкономразвития России такой порядок не установлен.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок); Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее - Госинспекция) (пункт 1.2. Порядка).
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением фотоматериалов.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше.
Это является достаточным основанием для вывода о фактическом использовании здания в указанных целях и отнесения его к объектам налогообложения по налогу на имущество, налоговая база в отношении которых определяется от кадастровой стоимости, что следует из пункта 1.5 Порядка.
Судом установлено, что на основании поручения от 14 августа 2014 года N 9088896 Госинспекция по недвижимости 02 сентября 2014 года провела мероприятие по обследованию здания с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3, по результатам которого был составлен акт обследования N 9088896 (т. 1, л.д. 89-116).
Согласно выводам акта здание фактически используется для размещения офисов.
В разделе 6 акта указано, что в связи с отказом в допуске в здание сотрудниками АО "Швабе-Исследования" обследование внутри здания не проводилось, фотоматериалы по этажам отсутствуют. При визуальном обследовании установлено, что здание используется под размещение офисов.
Факт использования указанного здания в момент обследования и до настоящего времени для размещения офисов административным истцом оспаривался.
В период рассмотрения настоящего дела на основании обращения АО "Швабе-Исследования" 27 марта 2017 года Госинспекция по недвижимости провела обследование здания с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, по результатам которого был составлен акт о фактическом использовании объекта N 9080406/ОФИ (том 3 л.д. 2-88).
Согласно разделу 6.4 акта для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ для размещения офисов, объектов общественного питания используется 11,62% от общей площади нежилого здания. Технические помещения, лаборатории и наука, промышленность и производство, склады (не связанные с торговлей) составляют 88,38% от общей площади нежилого здания.
В судебном заседании судом допрошены главный инспектор Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Демченко А.В., участвовавший при составлении акта от 02 сентября 2014 года, главный инспектор Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Орнацкий Е.А., участвовавший как при составлении акта от 02 сентября 2014 года, так и при обследовании нежилого здания 27 марта 2017 года, и инспектор Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Елшин Е.Б., участвовавший при составлении акта от 27 марта 2017 года.
Свидетели Демченко А.В. и Орнацкий Е.А. пояснили суду, что с их участием было обследовано принадлежащее административному истцу здание в 2014 году. Общество осуществляет деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в связи с чем по причине отсутствия оформленного допуска на режимное предприятие сотрудникам Госинспекции доступ в здание и в нежилые помещения собственником обеспечен не был, последние допущены в здание до проходной, где располагались ящики для почтовой корреспонденции разных организаций. На стенах здания размещались кондиционеры. Была произведена фотосъемка общего вида здания.
Свидетель Орнацкий Е.А. и Елшин Е.Б., обследовавшие здание с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенное по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3, в 2017 году, пояснили, что ими с участием представителей собственника был произведен осмотр всех помещений здания. Установлено, что 88,38% от общей площади нежилого здания составляют научные лаборатории, производственные помещения, склады. Большая часть арендуемых помещений используется арендаторами в производственных целях. В ходе обследования сделаны фотографии помещений внутри здания.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, они последовательны, непротиворечивы, подтверждаются другими собранными по делу доказательствами.
Оценивая акт обследования от 02 сентября 2014 г. и приведенные показания свидетелей в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Согласно пунктам 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. В случае если при проведении мероприятий возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, оформляется акт о фактическом использовании указанных зданий и (или) нежилых помещений с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
С учетом приведенных норм права, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы наделена правом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Вместе с тем, предоставленный суду акт обследования от 02 сентября 2014 г., послуживший основанием для определения фактического использования здания и последующего его включения в Перечни за 2015, 2016, 2017 годы, не соответствует приведенным требованиям пунктов 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Из содержания акта обследования усматривается, что инспекторы пришли к выводу о фактическом использовании нежилого здания и помещений в нём под размещение офисов исходя из "визуального осмотра". При этом в акте не приведены выявленные инспекторами признаки размещения офисов в спорном нежилом здании и в его помещениях, не приведены обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции по недвижимости в указанное здание и нежилые помещения в нём.
На приложенных к акту обследования от 02 сентября 2014 г. трех фотографиях изображен фасад нежилого здания, на котором отсутствуют какие-либо вывески, реклама и указатели, свидетельствующие о размещении в данном здании офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания.
При таких обстоятельствах заключение в акте обследования Госинспекции по недвижимости от 02 сентября 2014 года N 9088896 о фактическом использовании спорного нежилого здания и помещений в нём для размещения офисов основано на формальных основаниях, по причине отсутствия у инспекторов доступа в данное здание.
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, будучи привлеченной к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица, доказательств наличия препятствий в допуске в спорное здание не представила.
Суд также отмечает, что расчет площади помещений, используемых в качестве офисных, был сделан по технической документации. При этом в акте Госинспекции расчет площади помещений, которые Госинспекция ошибочно отнесла к офисам, произведен исходя преимущественно из площади помещений, обозначенных на экспликации к поэтажному плану принадлежащего обществу здания как "кабинет", "лаборатория". Однако само по себе наименование "кабинет", "лаборатория" не означает, что указанные помещения являются офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Порядком. Кроме того, из экспликации к поэтажному плану здания усматривается, что дата последнего исследования помещений N 1 и N 2 (тип - учебно-научные) - 15.04.2008 год, N 3-5 (прочие) - 30.11.2011 года. Также суд обращает внимание на то, что согласно экспликации производственные помещения занимают 151,9 кв.м общей площади здания, складские - 118 кв.м, учебно-научные - 8 739,7 кв.м, прочие - 668,3 кв.м (том 1 л.д. 113).
Положения части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
На основании изложенного и руководствуясь частью 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым признать акт обследования Госинспекции по недвижимости от 02 сентября 2014 года N 9088896 ненадлежащим доказательством, поскольку содержащиеся в нём сведения и заключение не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами и не соответствуют действительности.
Вместе с тем, из содержания акта Госинспекции по недвижимости о фактическом использовании здания с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3, N 9080406/ОФИ от 27 марта 2017 года, следует, что со стороны административного истца был предоставлен доступ в спорное нежилое задние и его помещения, обследование проводилось с указанием вида фактического использования и площади каждого помещения спорного здания.
Как указано выше, в результате обследования спорного нежилого здания и его помещений в 2017 году не установлено наличие признаков, свидетельствующих о его фактическом использовании под офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания и общественного питания.
Согласно Уставу АО "Швабе-Исследования" основными целями деятельности общества являются: осуществление научной и научно-технической деятельности; разработка, изготовление отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации; научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, в том числе: научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы в области создания высокоэнергетических лазеров, а также систем и комплексов на их основе в интересах обороноспособности страны и антитеррористических операций; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы в области создания научных и технологических лазерных приборов и комплексов, их основных частей и элементов, а также других изделий и устройств общепромышленного и гражданского назначения; разработка, производство, ремонт, обслуживание, модернизация и утилизация приборов, систем и комплексов вооружения и военной техники на основе лазерных и оптико-электронных технологий, их составных частей и принадлежностей; разработка комплексных высокопроизводительных и экологически чистых технологий и создание на их основе оборудования и рабочих мест для обеззараживания и дезинфекции; разработка, производство, поставка и сервисное обслуживание лазерных технологических, измерительных, медицинских и иных приборов и устройств, а также лазерной оптики; разработка, производство и ремонт специальных источников и систем электропитания, в том числе входящих в состав систем и комплексов вооружения; разработка, производство и ремонт электродинамических установок, включая оборудование обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов, в том числе беспилотных; разработка, производство и ремонт устройств управления и контроля энергооборудования; разработка и производство электродинамических трансмиссий транспортных средств; разработка, производство, монтаж, ремонт и техобслуживание пожарной техники и средств обеспечения противопожарной безопасности; обработка металлов и нанесение покрытий на металлы, обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения; производство оптических приборов, фото- и кинооборудования; производство автомобилей специального назначения, в том числе пожарных автомобилей (том 1 л.д. 24-26).
Для осуществления деятельности обществу Министерством промышленности и торговли РФ выдана лицензия на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники N М 003933 ВВТ-ОПР от 05.08.2016 г. (том 1 л.д. 206-209); Федеральной службой по оборонному заказу выдана лицензия на осуществление производства вооружения и военной техники N 001751 ВВТ-П от 23.06.2011 г., лицензия на осуществление разработки вооружения и военной техники N 001750 ВВТ-О от 23.06.2011 г.; лицензия N 001752 ВВТ-Р от 23.06.2011 г., лицензия N 001751 ВВТ-П от 23.06.2011 г. - на осуществлением ремонта вооружения и военной техники (том 1 л.д. 212-220), Федеральным космическим агентством выдана лицензия на осуществление космической деятельности N 1820К от 26.05.2015 г. (том 1 л.д. 221-224), УФСБ России по г. Москве и Московской области выдана лицензия N 0087216 от 14.04.2016 года на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (том 1 л.д. 209), лицензия от 10.01.2014 года N 0071082 на осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны (том 1 л.д. 210-211).
В качестве места осуществления научно-производственной лицензируемой деятельности в лицензиях указан адрес нахождения спорного здания: г. Москва, Волоколамское ш. д. 112 корп. 1 стр. 3.
Факт осуществления научно-производственной деятельности также подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной статистики N 99-902-47/33582 от 27.03.2013, где поименованы коды ОКВЭД, соответствующие деятельности в области научно-исследовательских работ, производства оружия и боеприпасов, обеспечения безопасности; сертификатом соответствия N BP 21.1.7033-2013, который удостоверяет, что разработка, производство и ремонт продукции в соответствии с кодами ЕКПС 5855, 5860, 6650 соответствуют требованиям ГОСТ (том 1 л.д. 223-225).
Также осуществление обществом деятельности подтверждается ежегодно публикуемыми в открытом доступе сети Интернет годовыми отчетами, пояснительными записками к бухгалтерскому балансу.
В период 2012-2016 годы и по настоящее время АО "Швабе-Исследования" осуществляет работы по государственным оборонным заказам, что подтверждается справкой (том 1 л.д. 236-237).
На основании приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 03.07.2015 г. N 1828, а также Постановления Правительства РФ от 20.02.2004 г. N 96 АО "Швабе-Исследования" является организацией оборонно-промышленного комплекса РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1226-р от 20.08.2009 г. включено в перечень стратегических предприятий и организаций (п. 757).
18 ноября 2009 года ФГУП "Особое конструкторское бюро высокоэнергетических лазеров "ГРАНАТ" им. В.К. им. Орлова (правопреемник - ОАО "ОКБ "Гранат" им. В.К. им. Орлова, впоследствии - АО "Швабе-Исследования") с филиалом "Московский-Первый" ФГУП "Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации" заключен договор об охране объектов заказчика (том 1 л.д. 238-247).
На предприятии действует Инструкция о пропускном и внутриобъектном режимах ОАО "ОКБ "Гранат" им. В.К. им. Орлова (правопредшественник АО "Швабе-Исследования"), утв. приказом ОАО "ОКБ "Гранат им. В.К. Орлова" от 21.12.2011 N 158 дсп, согласно которой предусмотрено обязательное оформление пропуска при проходе на территорию (п. 2.17 разовые пропуска; п. 2.19 государственная тайна (допуск); п. 2.23 специальные разовые пропуска) (том 2 л.д. 148-170).
В материалы дела административным истцом представлена информация о фактическом использовании здания с кадастровым номером 77:08:0005009:1015 в период с 2014 года. Административный истец утверждает, что здание использовалось в 2014 году, 2015-2016 годах и используется в настоящее время для осуществляется деятельности в соответствии с уставом общества и выданными лицензиями. Помещения используются в производственных целях, часть помещений, принадлежащих АО "Швабе-Исследования", сдана в аренду и субаренду, и также в основном используется в производственных целях.
Как следует из справки об использовании помещений в здании, представленной административным истцом, цокольный этаж занимают офисы арендаторов, бюро пропусков, буфет, склад уборщиц, раздевалка уборщиц, помещения охраны, насосная, вентиляционная, склад, помещения для водителей, электрощитовая, помещения общего пользования. На первом этаже расположены испытательные стенды "Альт", производственное помещение арендатора, механическое производство, помещения общего пользования. На втором этаже - кабинет временного генерального директора, отдел кадров, бухгалтерия, архив бухгалтерии, военное представительство, служба режима, начальник объекта, управление по экономике и финансам, производственные лаборатории, офис и производственное помещение арендатора, помещения общего пользования. На третьем этаже - участок производства оптических элементов, склады оптики, механического производства, служба главного инженера, испытательный стенд, кладовая оптического участка, офисное помещение арендатора, производственное помещение. Четвертый этаж занимает конструкторское бюро, сборочный участок, помещения арендаторов, помещения общего пользования, пятый - представительство заказчика, отдел закупок, дирекция, служба главного инженера, архив конструкторской документации, производственные лаборатории, помещения арендаторов, помещения общего пользования. На шестом этаже расположены испытательные стенды, служба главного инженера, сборочный участок специального конструкторского бюро, помещения арендаторов, помещения общего пользования. Помещения технического этажа занимают склады оптико-механического производства, лифты, помещения электриков, сантехников, лифтеров, склад главного энергетика, помещения арендаторов, помещения общего пользования (том 2 л.д. 192).
Согласно расчету фактического использования здания общей площадью 9 614,6 кв.м в 2014 г. 4 751,1 кв.м использовалось под производственные помещения и помещения, где располагается административно-управленческий персонал; 3 142,6 кв.м - помещения общего пользования, 1 720,9 кв.м сданы в аренду, из которых: 1640,3 кв.м - под производственные цели, 80,6 кв.м - под офис (0,84%), с учетом помещений общего пользования 1,25%. В 2015 году 4 432,2 кв.м использовались под производственные помещения, помещения, где располагается административно-управленческий персонал. 3 153 кв.м - помещения общего пользования. 2 029,40 кв.м сданы в аренду, из которых 1 251,7 кв.м - под производственные цели, 777,7 кв.м - под офис (8,09%), с учетом помещений общего пользования - 12,04 %. В 2016 году 4586,5 кв.м использовалось под производственные помещения и помещения, где располагается административно-управленческий персонал; 3151,1 кв.м - помещения общего пользования, 1877 кв.м сданы в аренду, из которых 1 351,3 кв.м - под производственные цели, 502,3 кв.м - под офисы, 1 кв.м - размещение торгового автомата, 22,4 кв.м - объект общественного питания (8,14%) (том 2 л.д. 144).
Как пояснил суду представитель административного истца, по состоянию на дату проведения первоначального обследования здания (02.09.2014 г.) у общества были заключены договоры аренды со следующими компаниями: ООО "Мега-Хоум", ООО "ПКФ Авангард", ООО "ПраймМед", ООО "Проминжиниринг", ООО "Билбордпринт", ООО "Эффект-принт". Указанным организациям был предоставлен юридический адрес общества.
01.09.2014 г. между обществом и ООО "Швабе-Капитал" заключен договор аренды N ШИС-01-А/2014, согласно которому арендатор имеет право предоставлять переданные ему помещения в субаренду в производственных целях. Разрешенное использование нежилых помещений указано в приложении N 1 к указанному договору.
В 2016 г. обществом заключены договоры аренды с ЗАО "А-Лифт", ООО "Комплектэлектро Плюс", ООО "ПКФ Авангард", ООО "ПромИнжиниринг", ООО "РДЦ Клипреммаш", ООО "Стар", ООО "ТриОзон", ООО "Билбордпринт", ООО "Дорханпроектстрой", ООО "Ламет", НПО "Химические технологии", ООО "Эффект-принт".
Согласно пояснениям представителя истца наименования компаний ПромоКостер и StarsMagnits являются логотипами на сайтах, принадлежащих ООО "Стар", которое является арендатором помещения в спорном здании, логотипы PRPaket и EffectPrint принадлежат ООО "Эффект-Принт", которое также является арендатором общества.
Договоры аренды и субаренды, заключенные в спорный период с указанными выше арендаторами и субарендаторами с указанием их разрешенного использования, в материалы дела представлены.
Указанные выше обстоятельства, связанные с фактическим использованием площадей здания АО "Швабе-Исследования", административным ответчиком не опровергнуты. Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, представитель административного истца, ссылаясь на тот факт, что часть арендаторов и субарендаторов занимается научно-производственной деятельностью и имеет партнерские отношения с акционерным обществом "Швабе-Исследования", связанные с осуществлением основных уставных целей, представил выдержки из уставов указанных организаций.
Так, согласно уставу основными целями деятельности арендатора НПО "Химические технологии" являются производство красок, лаков, эмалей и связанных с ними продуктов, смазочных материалов, испытания и анализ в научных областях, производство стекла и изделий из стекла и т.д. (том 2 л.д. 208-210).
Согласно уставу ООО "ЛАМЕТ" основными целями деятельности общества являются выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоение в производстве своих разработок, а также в кооперации разработок других организаций, сопровождение их в производстве и опытной эксплуатации в области навигационных, метеорологических, геодезических, геофизических и аналогичного типа приборов и инструментов и т.д. (том 2 л.д. 226-228).
Согласно уставу ООО "Клипреммаш" основными целями деятельности общества являются производство прочих машин и оборудования специального назначения (том 2 л.д. 240-242).
Согласно уставу ООО "НПФ "Современные Технологии Автоматизации" основными целями деятельности общества являются производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, контрольно-измерительных приборов и т.д. (том 2 л.д. 248-250).
Иных доказательств, подтверждающих нахождение в нежилом здании и его помещениях офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания на момент проведения Госинспекцией по недвижимости мероприятий по определению вида фактического использования здания в 2014 году и до момента последнего обследования объекта, суду не предоставлено, тогда как в силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение тот факт, что с момента составления Госинспекцией акта от 02 сентября 2014 года функциональное назначение помещений в здании существенно не изменялось, что связано с осуществлением административным истцом предусмотренной уставом научно-производственной деятельности, площади помещений также не изменялись, перепланировка не производилась, лишь происходила смена арендаторов, довод административного ответчика о том, что результаты обследования здания, отраженные в Акте от 27 марта 2017 года, не могут быть учтены, судом не принимается.
При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что указанное здание не может быть отнесено к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база в рассматриваемых налоговых периодах определяется исходя из кадастровой стоимости, по критериям, установленным статьей 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает, что оснований для включения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015, 2016, 2017 годы не имелось, и удовлетворяет административное исковое заявление акционерного общества "Швабе-Исследования" о признании недействующим Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 4741 Приложения N1 к Постановлению (в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 года N 153-ПП, от 29 апреля 2015 года N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 года N 466-ПП, от 27 октября 2015 года N 705-ПП, от 15 декабря 2015 года N 874-ПП); в части пункта 2681 Приложения N1 к Постановлению (в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП, от 06 декабря 2016 N 828-ПП), в части пункта 18966 Приложения N1 к Постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП).
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим в части, суд исходит из того, что пункт 4741 включен в Перечень в первоначальной редакции, соответственно вступил в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющим большую юридическую силу, с момента его принятия.
Поскольку пункт 2681 включен в Перечень постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, которым приложение N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП изложено в новой редакции, и действует с 01 января 2016 года, постольку оспариваемое постановление (в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП) подлежит признанию в этой части недействующим с 01 января 2016 года.
Поскольку пункт 18966 включен в Перечень постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП, которым приложение N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП изложено в новой редакции, и действует с 01 января 2017 года, постольку оспариваемое постановление (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП), подлежит признанию в этой части недействующим с 01 января 2017 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По правилам статей 103, 113 КАС РФ в пользу акционерного общества "Швабе-Исследования" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей с Правительства Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 года N 153-ПП, от 29 апреля 2015 года N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 года N 466-ПП, от 27 октября 2015 года N 705-ПП, от 15 декабря 2015 года N 874-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение N1 к Постановлению) пункта 4741 - здания с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3.
Признать недействующим с 01 января 2016 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение N1 к Постановлению) пункта 2681 - здания с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3.
Признать недействующим с 01 января 2017 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение N1 к Постановлению) пункта 18966 - здания с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Швабе-Исследования" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Дело N 3А-236/2017
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Васильковой Н.Ю.
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Швабе-Исследования" о признании недействующим Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 4741 Приложения N1 к Постановлению (в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 года N 153-ПП, от 29 апреля 2015 года N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 года N 466-ПП, от 27 октября 2015 года N 705-ПП, от 15 декабря 2015 года N 874-ПП); в части пункта 2681 Приложения N1 к Постановлению (в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП, от 06 декабря 2016 N 828-ПП), в части пункта 18966 Приложения N1 к Постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП),
руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 года N 153-ПП, от 29 апреля 2015 года N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 года N 466-ПП, от 27 октября 2015 года N 705-ПП, от 15 декабря 2015 года N 874-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение N1 к Постановлению) пункта 4741 - здания с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3.
Признать недействующим с 01 января 2016 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение N1 к Постановлению) пункта 2681 - здания с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3.
Признать недействующим с 01 января 2017 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение N1 к Постановлению) пункта 18966 - здания с кадастровым номером 77:08:0005009:1015, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 112, корп. 1 стр. 3.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Швабе-Исследования" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.