Московский городской суд в составе
судьи Колосовой С.И.,
при секретаре Леденевой А.Э.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-243/2017 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" о признании недействующим пункта 2758 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы"; признании недействующим пункта 18690 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП",
установил:
Постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, опубликованным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http:www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП Перечень изложен в новой редакции, которая действует с 1 января 2016 года.
Согласно пункту 2758 в названный Перечень включено здание с кадастровым номером 77:08:0003001:1135, общей площадью 10595 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Героев Панфиловцев, дом 24.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП внесены изменения в указанное выше постановление от 28 ноября 2014 года, в результате которых Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Пунктом 18690 в названный Перечень включено здание с кадастровым номером 77:00003001:1135, общей площадью 10595 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Героев Панфиловцев, дом 24.
Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (далее - ОАО "НИИАТ", Общество), являясь собственником названного здания, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункта 2758 Перечня, действовавшего с 1 января 2016 года, и пункта 18690 Перечня, действующего с 1 января 2017 года, полагая, что здание не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель административного истца по доверенности Сухов О.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Борисова К.И. возражала против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержала представленный в материалы дела отзыв.
Представитель ответчика Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, заинтересованного лица Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явились, извещены, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили, доказательств наличия уважительных причин неявки не представили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 названного Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен на территории города Москвы с 1 января 2014 года.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в ред. законов г. Москвы от 07 мая 2014 г. N 25, от 18 ноября 2015 г. N 60) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования и (или) предназначения здания (помещений).
Судом установлено, что административный истец ОАО "НИИАТ" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0003001:1135, расположенного по адресу: г. Москва, улица Героев Панфиловцев, дом 24.
Указанное здание, общей площадью 10595 кв.м, расположено на земельном участке, общей площадью 21044 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0003001:3, предоставленном ОАО "НИИАТ" в пользование на условиях договора аренды. В отношении земельного участка установлен вид разрешенного использования как - "размещение и последующая эксплуатация земельных участков научно-исследовательских институтов".
Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, здание не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными подпунктами 1 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Из материалов административного дела, а также из объяснений представителей сторон судом установлено, что здание с кадастровым номером 77:08:0003001:1135, расположенное по адресу: г. Москва, улица Героев Панфиловцев, дом 24, включено в оспариваемые пункты Перечней на 2016 год и на 2017 год в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", исходя из критерия фактического использования.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 поименованной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости).
Согласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением фотоматериалов.
Госинспекцией по недвижимости в 2014 году проведено мероприятие по определению вида фактического использования здания с кадастровым номером 77:08:0003001:1135, по результатам которого составлен акт N 9088696 от 22 июля 2014 года.
Из акта обследования следует, что здание фактически используется для размещения офисов, объектов бытового обслуживания и общественного питания (помещения бытового обслуживания -26,7%, офисные помещения- 64,6 %, помещения общественного питания -8,7 %).
Допрошенный в качестве свидетеля ***, инспектор Госинспекции по недвижимости, в суде показал, что обследование здания проводилось на основании документов технического учета и визуального осмотра без препятствий к его доступу, производилось фотографирование помещений в здании, вся необходимая информация отражена в акте. На момент осмотра на фасаде здания размещалась вывеска "Трансдекра", в связи с чем часть помещений, имеющих отношение к центру технического осмотра, была отнесена к помещениям бытового обслуживания. Со второго по седьмой этажи здания располагаются кабинеты, которые все отнесены к офисам. Кроме того, в здании располагается столовая, площадь помещений которой отнесена к объектам общественного питания. Допуск посторонних лиц в здание ограничен, действует пропускной режим.
Вместе с тем из экспликации к поэтажному плану здания общей площадью 10595 кв.м, приложенной к акту обследования, следует, что находящиеся в нем помещения площадью 6716,1 кв.м имеют учебно-научное назначение, 2541 кв.м.- производственного типа, 604,7 кв.м- общественного питания и 732,8 кв.м- прочие.
Представитель административного истца в судебном заседании полагал, что кабинеты необоснованно отнесены к офисным помещениям, поскольку заняты службами, вовлеченными в научно-исследовательский цикл, составляют инфраструктуру ОАО "НИИАТ", лаборатории и кабинеты функционально неотделимы друг от друга. При этом не оспаривал, что помещения площадью 641,4 кв.м, расположенные на 7 этаже здания сдаются в аренду и фактически используются ФБУ "Росавтотранс". По мнению представителя истца, общая площадь таких помещений составляет менее 20% от общей площади здания, а площадь столовой не может учитываться в целях налогообложения, поскольку используется исключительно в целях организации питания сотрудников института.
Анализируя акт обследования от 22 июля 2014 года N 9088696, на основании которого здание включено в Перечни на 2016 и на 2017 годы, суд приходит к выводу, что названный акт объективно не подтверждает фактическое использование спорного здания как в качестве офисного, так и в качестве объекта организации бытового обслуживания и общественного питания. Выводы, содержащиеся в этом акте, являются преждевременными; приложенные к акту фототаблицы с изображением внешних фасадов здания, помещения столовой и коридоров не позволяют достоверно определить фактическое использование для размещения офисов и объектов организации бытового обслуживания более 20% площади здания, о чем указано в акте проверки.
В соответствии с Уставом ОАО "НИИАТ" в действующей редакции от 11 апреля 2012 года общество - некоммерческая организация, основными целями деятельности которого являются: извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в производимой обществом продукции (работах, услугах); развитие общетеоретических и прикладных научных исследований и разработок в сфере обеспечения функционирования автомобильного и городского пассажирского транспорта на федеральном, региональном и местном уровне. Для достижения уставных целей общество вправе осуществлять организацию и выполнение научно-исследовательских работ в области: разработки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам транспортного комплекса; функционирования транспортной политики государства на федеральном и региональном уровнях; разработки технологий и систем управления транспортным обслуживанием отраслей экономики; повышения эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта; развития транспортно-экспедиционного обслуживания организаций; разработки технологий транспортного обслуживания населения на основе эффективного применения различных видов пассажирского транспорта; разработки технических регламентов, стандартов и иных требований к выпускаемой эксплуатируемой автомобильной технике и транспортным технологиям и иные виды деятельности.
В соответствии с уставной деятельностью ОАО "НИИАТ" выполняет научно-исследовательские работы, что подтверждается представленными в материалы дела копиями договоров подряда: N 118-01/4С от 11 марта 2014 года, заключенного с ООО "Строй Инвест Проект" на разработку Комплексной транспортной схемы города Нижнего Новгорода до 2030 года; N 02-1/14/2 от 1 апреля 2014 года, заключенного с ООО "Институт развития инфраструктуры" по разработке Концепции и Операционного транспортного мастер-плана обеспечения мероприятий Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года. Кроме того, выполняет научно-исследовательские работы в соответствии с государственными контрактами: N 14/7/006 от 25 апреля 2014 года; N 0604-24-14 от 18 июня 2014 года; N 14/2/14/01 от 21 июля 2014 года; N 14/2/3/01 от 30 июля 2014 года;14/5/1/01 от 30 июля 2014 года; N РТМ-77/11 от 27 октября 2014 года; N 15/2/2/01 от 6 октября 2015 года; N 102151 010001 от 11 сентября 2015 года; N 22-2015-ПРООН от 18 августа 2015 года; N 15/2/2/02 от 1 декабря 2015 года; N 15/5/3/02 от 9 декабря 2015 года; N 44 от 30 декабря 2016 года; N 03-ОК-2016 от 23 мая 2016 года; N 54-2016 -ПРООН от 8 июля 2016 года.
Исходя из представленных в материалы дела технической документации и копий штатного расписания на 2015, 2016, 2017 годы, в этом здании оборудованы рабочие места сотрудников администрации, бухгалтерии, юридического отдела, отдела по защите информации, ремонтно-эксплуатационной службы, экономического анализа и прогнозирования, материально-технического обеспечения, научных сотрудников. В штате более 100 сотрудников.
Следовательно, в здании оборудованы рабочие места сотрудников научно-исследовательского института, обеспечивающих выполнение уставной деятельности общества.
Доводы правительства Москвы о том, что согласно выпискам из ЕГРЮЛ в здании находятся 38 организаций, юридическим адресом которых является г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д.24, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований.
Доказательств размещения в спорном здании сторонних организаций, за исключением ФБУ "Росавтотранс", ответчиком не представлено.
Кроме того, сам по себе факт регистрации юридических лиц в спорном здании, при отсутствии объективных доказательств использования более чем 20% общей площади помещений в здании в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не свидетельствует о наличии обстоятельств, позволяющих отнести спорный объект недвижимости к объектам налогообложения по признакам статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из объяснений представителей сторон и показаний свидетелей судом установлено, что проход в здание осуществляется в соответствии с Положением о пропускном режиме ОАО "НИИАТ".
Доводы Правительства Москвы о том, что помещения, составляющие 26,7% от общей площади спорного здания, используются в качестве объектов организации бытового обслуживания, не нашли своего объективного подтверждения.
Согласно подпункту 5 пункта 1.4 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения объект организации бытового обслуживания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), предназначенное и (или) фактически используемое для оказания бытовых услуг, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания бытовых услуг.
Из материалов дела судом установлено, что на фасаде здания, принадлежащего истцу, на момент проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания, по результатам которого составлен акт N 9088696 от 22 июля 2014 года, действительно размещалась вывеска "Трандекра", то есть вывеска организации АО "Трансдекра", видом деятельности которой являлось осуществление технического осмотра и освидетельствование для международных перевозок, определение весовых категорий транспортных средств.
Однако, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2017 года, принятым по делу N А-40-17065/2016, признано незаконным и отменено полностью постановление Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 23 августа 2016 года о привлечении ОАО "НИИАТ" к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение разрешенного использования земельного участка ввиду размещения на нем центра по осуществлению техосмотра, освидетельствованию для международных перевозок, определению весовых характеристик транспортных средств.
Названным постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда установлено, что АО "Трансдекра" с января 2016 года не ведет хозяйственной деятельности и с 20 февраля 2012 года у АО "Тррансдекра" приостановлен Аттестат аккредитации на проведение техосмотра, который является обязательным для осуществления данного вида деятельности.
Кроме того, данный вид работ классифицировался действующим до 1 января 2017 года Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 020-2001) по коду 74.30.7 "Технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "ОК 020-2001" следует читать "ОК 029-2001"
Поскольку услуги по техническому осмотру транспортных средств не относятся к бытовым услугам, помещения, используемые под цели технического осмотра, не могут учитываться для целей налогообложения.
Таким образом, доводы административного ответчика о том, что часть спорного здания фактически используется в целях организации бытового обслуживания, несостоятельны. Иных доказательств в подтверждение факта использования помещений в целях организации бытого обслуживания ответчиком суду не представлено.
В период с 26 апреля 2017 г. по 26 мая 2017 г. на основании поручения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведены повторные мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения), нежилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д.24.
По итогам проведения таких мероприятий оформлен акт N 9080497/ОФИ, согласно которому по состоянию на 28 апреля 2017 года нежилое здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В акте отражено, что 20,39% общей площади здания используется для размещения офисов и объектов общественного питания (16,47%-размещение офисов, 3,92%- объекты общественного питания).
При этом допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей государственные инспекторы Госинспекции по недвижимости Константинов А.В. и Ратников А.Ю., проводившие обследование здания в апреле 2017 года, показали, что проход в здание возможен при получении пропуска, в здании на 1 этаже находится помещение столовой. В сети "Интернет" они обнаружили информацию о том, что в здании по адресу: г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д.24, организован технический осмотр транспортных средств. Осмотрев все семь этажей, они пришли к выводу, что помещения, расположенные на четвертом и седьмом этажах, фактически используются под офисы, поскольку кабинеты были оснащены оргтехникой и офисной мебелью. Помещение столовой они отнесли к помещениям общественного питания.
Определение понятия "офис", используемого для целей осуществления органами исполнительной власти города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, приводится в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
При буквальном толковании данной нормы в редакции, действовавшей на дату проведения сотрудниками государственной инспекции первоначального обследования принадлежащего истцу здания, следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия всем условиям, содержащимся в указанной норме. Так, офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, использоваться для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не использоваться непосредственно для производства товаров.
Согласно подпункту 4 пункта 1.4 Порядка (в ред. постановления Правительства Москвы от 17 мая 2016 г. N 253-ПП) "офис" - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Суд полагает, что новая редакция подпункта 4 пункта 1.4 Порядка не изменяет действующее ранее понятие "офис".
Толкование подпункта 4 пункта 1.4 вышеназванного порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Из материалов дела усматривается, что какими-либо объективными данными, которые достоверно свидетельствовали бы об использовании для размещения офисов и объектов общественного питания более 20% общей площади здания с кадастровым номером 77:08:0003001:1135, принадлежащего ОАО "НИИАТ", Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы как на момент составления акта обследования N 9088696 от 22 июля 2014 года, так и на момент составления акта обследования N 9080497/ОФИ от 28 апреля 2017 года, не располагала.
Из указанных актов обследования следует, что расчет площади офисов произведен преимущественно из площади помещений, обозначенных на экспликации к поэтажному плану принадлежащего обществу здания как помещения учебно-научного назначения, однако проверка фактического использования указанных помещений произведена Госинспекцией по недвижимости не в полном объеме.
Использование помещения в качестве кабинета не означает, что данное помещение является офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Порядком.
Уставная деятельность ОАО "НИИАТ" предполагает использование кабинетов, указанных в экспликации к поэтажному плану, в производственных (научных) целях с оборудованием рабочих мест, оснащенных оргтехникой и средствами связи.
Из фотографий, являющихся приложением к акту обследования N 9080497/ОФИ от 28 апреля 2017 года, усматривается, что на 4 этаже здания расположены кабинеты заместителя генерального директора - доктора экономических наук, главного бухгалтера, заведующего отделом аспирантуры - доктора педагогических наук, кабинеты бухгалтерии, отдела экономического анализа и прогнозирования. Таким образом кабинеты 4 этажа заняты сотрудниками, деятельность которых напрямую связана с уставной деятельностью института.
Согласно подпункту 6 пункта 1.4 Порядка объектом общественного питания является здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оказываются услуги общественного питания, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания.
В соответствии с договорами об организации питания N 1 от 17 апреля 2014 года и от 20 апреля 2015 года, заключенными между ОАО "НИИАТ" и ООО "ТСЦ "Лада", последнее приняло на себя обязательства по обеспечению питания рабочих и служащих ОАО "НИИАТ" по графику, согласованному с администрацией.
При таком положении дела суд приходит к выводу, что столовая, площадь которой составляет 3,92% от общей площади здания, фактически используется исключительно в целях организации питания сотрудников научно-исследовательского института, а потому указанная площадь не может учитываться в целях налогообложения.
Следовательно, утверждения административного ответчика об использовании ОАО "НИИАТ" более 20 процентов площади спорного здания для размещения офисов, объектов общественного питания и объектов организации бытового обслуживания со ссылкой на акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 22 июля 2014 года, а также на акт N 9080497/ОФИ от 28 апреля 2017 года, несостоятельны.
Общая площадь помещений 7 этажа, сданных в аренду ФБУ "Росавтотранс", согласно акту обследования от 28 апреля 2017 года, составленному в соответствии с Методикой определения вида фактического использования нежилых зданий (строений, сооружений) для целей налогообложения, составляет менее 20 % от общей полезной нежилой площади здания.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что спорное здание не может быть отнесено к офисным помещениям, а также к объектам общественного питания и объектам организации бытового обслуживания, поскольку не соответствует условиям, содержащимся в подпунктах 4, 5 и 6 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП и действующего в редакции постановления Правительства от 17 мая 2016 года N 253-ПП.
При этом доводы представителя Правительства Москвы о том, что на дату формирования Перечня на 2017 год действовало иное понятие "офиса", чем на дату формирования Перечня на 2016 года, суд находит необоснованными.
Следовательно, здание с кадастровым номером 77:08:0003001:1135, включенное в пункт 2758 Перечня в редакции, действующей с 1 января 2016 года, а также в пункт 18690 Перечня в редакции, действующей с 1 января 2017 года, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, что противоречит требованиям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные ОАО "НИИАТ" административные исковые требования о признании недействующим пункта 2758 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" с 1 января 2016 года и о признании недействующими пункта 18690 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" с 1 января 2017 года.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца ОАО "НИИАТ" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
решил:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" о признании недействующим пункта 2758 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы"; признании недействующим пункта 18690 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" - удовлетворить.
Признать не действующим с 1 января 2016 года пункт 2758 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Признать не действующими с 1 января 2017 года пункт 18690 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья |
С.И. Колосова |
Мотивированное решение изготовлено14 июня 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.