Решение Московского городского суда от 27 марта 2017 г. N 3а-280/17 РЕШЕНИЕ
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Леденевой А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-280/2017 по административному исковому заявлению акционерного общества "СпецТеплоПроект" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года,
установил:
Акционерное общество "СпецТеплоПроект" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, уточнив исковые требования, просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003006:1030, общей площадью 2759,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Академика Туполева, д.15, корп.5, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 242 597 000 рублей, в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости N123/16 от 06 декабря 2016 года, выполненного ООО "Центр консультации и оценки", указать период действия определенной судом кадастровой стоимости; обязать Управление Росреестра по Москве внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости здания, равной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанного нежилого здания, по итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость которого утверждена в размере 414 639 000,74 рублей. По мнению административного истца, кадастровая стоимость нежилого здания является существенно завышенной, нарушает его права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Руксова В.С. просила удовлетворить административные исковые требования с учетом их уточнения.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Пелевина Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, поддержала ранее представленные письменные пояснения по делу, полагал, что, обращаясь в суд с настоящим иском, истец фактически пытается изменить размер подлежащего уплате налога на имущество организаций. Кроме того, ссылалась на то, что установленная судом кадастровая стоимость применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года в котором истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования АО "СпецТеплоПроект" подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено и следует из материалов дела, что АО "СпецТеплоПроект" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003006:1030, общей площадью 2759,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Академика Туполева, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 сентября 2006 года.
На государственный кадастровый учет здание с кадастровым номером 77:01:0003006:1030 поставлено 22 мая 2012 года и включено Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N688-ПП, установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003006:1030 в размере 48 656 946,85 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Россреестра по Москве, от 15 марта 2016 года N51-2 удовлетворено заявление Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре кадастровой стоимости здания. В результате пересмотра кадастровой стоимости были утверждены результаты кадастровой оценки здания в размере 414 639 000,74 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Административный истец, обращаясь с настоящим иском в суд, просил пересмотреть кадастровую стоимость здания в размере 414 639 000,74 руб. на основании установления кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
АО "СпецТеплоПроект" согласно положениям главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций, исходя из кадастровой оценки объекта недвижимого имущества, поскольку спорное здание вошло в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1), на 2015 год и последующие налоговые периоды.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь собственником нежилого здания, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Ссылаясь на необоснованность заявленных административных исковых требований, представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в письменных пояснениях полагает, что расхождение кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, административный истец имеет своей целью уменьшить обязательный платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж.
Однако, суд не может согласиться с настоящими доводами административных ответчиков, поскольку в силу пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий об обязательном согласовании уменьшения (изменения) кадастровой стоимости объекта недвижимости с органами государственной власти, устанавливающими и взимающими налоги и сборы на территории Российской Федерации.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости здания затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку принадлежащий ему объект недвижимого имущества является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость спорного объекта.
Из материалов дела установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости здания и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии от 24 января 2017 года N 51-600/2017 отклонено заявление АО "СпецТеплоПроект" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания.
Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 02 июня 2016 года N 172-ФЗ) к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.
Таким образом, при разрешении дел об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003006:1030, АО "СпецТеплоПроект" представило отчет об оценке рыночной стоимости N123/16 от 6 декабря 2016 года, подготовленный ООО "Центр консультации и оценки", согласно которому рыночная стоимость спорного здания по состоянию на 01 января 2014 года определена в размере 242 597 000 рублей.
На указанный отчет истцом получено положительное экспертное заключение, выполненное экспертом Некоммерческим партнерством саморегулируемой организации "Деловой союз оценщиков".
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы в своих письменных пояснениях указали на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
С целью проверки обоснованности отчета, представленного административным истцом, и замечаний административных ответчиков на данный отчет, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда от 6 марта 2017 года по ходатайству представителя истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "ИНТЕЛИС-оценка".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленный административным истцом отчет об оценке N123/16 от 6 декабря 2016 года, подготовленный ООО "Центр консультации и оценки", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Заключение судебной оценочной экспертизы содержит вывод о том, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003006:1030, общей площадью 2759,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Академика Туполева, д.15, корп.5, по состоянию на 1 января 2014 года составляет 321 527 705 рублей.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Стороны по делу доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, не представили.
Представитель административного истца по доверенности Руксова В.С. в судебном заседании выводы судебной оценочной экспертизы не оспаривала.
Административные ответчики обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
При этом результаты отчета об оценке рыночной стоимости N123/16 от 6 декабря 2016 года, подготовленного ООО "Центр консультации и оценки", на который истец ссылался при обращении в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и в суд, не нашли своего объективного подтверждения в заключении судебной оценочной экспертизы, которому суд доверяет и на результатах которого основывает свое решение об установлении кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2014 года.
Доказательств, свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости спорного здания, сторонами не представлено.
При таком положении суд считает возможным положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и, частично удовлетворяя административные исковые АО "СпецТеплоПроект", установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:01:0003006:1030, общей площадью 2759,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Академика Туполева, д.15, корп.5, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 321 527 705 рублей.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003006:1030 АО "СпецТеплоПроект" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 27 декабря 2016 года.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, установленная настоящим решением кадастровая стоимость нежилого здания применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2016 года). Установленная этим нормативным правовым актом кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года. Следовательно, определенная судом в настоящем решении кадастровая стоимость спорного здания действует по 31 декабря 2016 года.
Частью 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 года, с изм. от 05 июля 2016 года) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного требования административного истца в части возложения на Управление Росрееестра по Москве обязанности внести в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об установлении кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, не подлежат удовлетворению. С просьбой внести соответствующие изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости административный истец не обращался. Поскольку права АО "СпецТеплоПроект" указанным ответчиком не нарушались, на него в силу требований закона не может быть возложена какая-либо обязанность в судебном порядке.
Кроме того, настоящее решение суда является самостоятельным основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003006:1030.
Руководствуясь статьями 174-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества "СпецТеплоПроект" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003006:1030, общей площадью 2759,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Академика Туполева, д.15, корп.5, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года в размере 321 527 705 (триста двадцать один миллион пятьсот двадцать семь тысяч семьсот пять) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003006:1030, общей площадью 2759,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Академика Туполева, д.15, корп.5, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки, то есть по 31 декабря 2016 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003006:1030, общей площадью 2759,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Академика Туполева, д.15, корп.5, считать дату обращения акционерного общества "СпецТеплоПроект" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 27 декабря 2016 года.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.