Решение Московского городского суда от 3 апреля 2017 г. N 3а-286/17 Дело N 3А-286/2017
Именем Российской Федерации
3 апреля 2017 года г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А.,
при секретаре Давтян М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Винес Эстейт" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
установил:
ООО "Винес Эстейт" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:03:0003017:3376, 77:03:0003017:3377, 77:03:0003017:3379, 77:03:0003017:3380, 77:03:0003017:3381.
В административном исковом заявлении общество просит установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3376 в размере *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3377 - в размере *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3379 - в размере *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3380 - в размере *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3381 - в размере *** рублей, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "***".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года установлена в размере *** рублей 15 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3376; *** рублей 72 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3377; *** рублей 58 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3379; *** рублей 90 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3380; *** рублей 39 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3381.
Несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представители ООО "Винес Эстейт" - адвокат Молибога О.Н., генеральный директор общества Володин А.К. в судебном заседании требование в части пересмотра результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений уточнили, просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Лисицкий Д.И. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителей административного истца, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:03:0003017:3376, 77:03:0003017:3377, 77:03:0003017:3379, 77:03:0003017:3380, 77:03:0003017:3381, расположенные по адресу: "адрес", что подтверждается нотариально удостоверенными копиями свидетельств о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 10, 16-19).
По состоянию на 1 января 2014 года в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3376 установлена кадастровая стоимость в размере *** рублей 15 копеек, в отношении помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3377 - *** рублей 72 копейки, в отношении помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3379 - *** рублей 58 копеек, в отношении помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3380 - *** рублей 90 копеек, в отношении помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3381 - *** рублей 39 копеек (кадастровые справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости - т. 1, л.д. 11-15).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ООО "Винес Эстейт" как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и 7 декабря 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве.
20 декабря 2016 года решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, за N 51-1***/2016 административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 2, л.д. 23-26), в связи с чем ООО "Винес Эстейт" обратилось в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Винес Эстейт" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости были представлены ранее направлявшиеся в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости: отчет от 25 ноября 2016 года N ***, подготовленный ООО "***" (т. 1, л.д. 51-226), в котором по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3376 определена в размере *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3377 - *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3379 - *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3380 - *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3381 - *** рублей. Также административным истцом представлено в суд положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N **/2016 от 27 декабря 2016 года на данный отчет (т. 1, л.д. 227-244).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные возражения по делу (т. 1, л.д. 258-261).
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости для проверки доводов административных ответчиков и в целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "***".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 23 марта 2017 года отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3376 определена экспертом в размере *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3377 - *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3379 - *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3380 - *** рублей, помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3381 - *** рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы от 23 марта 2017 года, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорного нежилого помещения от 25 ноября 2016 года, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "***", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности (стр. 4-9 экспертного заключения).
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "***", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2014 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд также отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ООО "Винес Эстейт" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2014 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости. С учетом того, что административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 7 декабря 2016 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Поскольку в результате принятия постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." в отношении спорных объектов в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об их новой кадастровой стоимости, которая определена по состоянию на 1 января 2016 года и применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года (пункты *** приложения к постановлению), постольку установленная судом кадастровая стоимость объектов подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2016 года включительно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3376 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3377 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3379 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3380 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3381 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 7 декабря 2016 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Согласовано и опубликовано: дата
Судья: подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.