Решение Московского городского суда от 16 мая 2017 г. N 3а-375/17 РЕШЕНИЕ
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Корниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-375/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРАСТ" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТРАСТ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 20 апреля 2014 года кадастровой стоимости равной рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: ***, с кадастровым номером ***общей площадью 8,5 кв.м в размере ***рублей; с кадастровый номер ***общей площадью 8,2 кв.м в размере ***рублей; с кадастровым номером ***общей площадью 8,4 кв.м в размере ***рублей; с кадастровым номером ***общей площадью 54,5 кв.м в размере ***рублей; с кадастровым номером ***общей площадью 12,8 кв.м в размере ***рублей; с кадастровым номером ***общей площадью 136 кв.м в размере ***рублей; с кадастровым номером ***общей площадью 8,4 кв.м в размере 396 875 рублей; с кадастровым номером *** общей площадью 95,6 кв.м в размере ***рублей; с кадастровым номером ***общей площадью 27 002,5 кв.м в размере ***рублей; по состоянию на 27 апреля 2016 года с кадастровым номером ***общей площадью 150,6 кв.м в размере ***рублей.
Истец считает, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как плательщика налога на имущество, в подтверждение чего представляет отчет об оценке N***от 09.12.2016, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Компания оценки и права".
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца по доверенности Руськиной Н.Н. заявленные требования уточнены, кадастровую стоимость представитель просила установить на основании выводов судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Агатов А.А. возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных пояснений, относительно выводов судебной экспертизы возражений не представил.
Представители заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных сторон.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии.
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из того, что административный истец является собственником указанного нежилых помещений и плательщиком налога на имущество, суд считает, что последний вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В пункте 3 статьи 424 ГК РФ дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административный истец является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: ***:
с кадастровым номером ***, Адрес: г***;
с кадастровый номер ***, Адрес: ***;
с кадастровым номером ***, Адрес: ***;
с кадастровым номером ***, Адрес: ***;
с кадастровым номером ***, Адрес: ***;
с кадастровым номером ***, Адрес: ***;
с кадастровым номером ***, Адрес: ***;
с кадастровым номером ***, Адрес: ***
с кадастровым номером ***, Адрес: ***;
по состоянию на 27 апреля 2016 года нежилого помещения с кадастровым номером ***, Адрес: ***.
Кадастровая стоимость помещений с кадастровыми номерами ***, установлена по состоянию на 20 апреля 2014 года актами об утверждении кадастровой стоимости от 20 апреля 2016 года, 21 апреля 2016 года и 29 апреля 2016 года, в размере: *** - ***руб. (т. 1 л.д. 13); ***- ***руб. (т. 1 л.д. 14); ***- ***руб. (т. 1 л.д. 15); ***- ***руб. (т. 1 л.д. 16); ***- ***руб. (т. 1 л.д. 17); ***- ***руб. (т. 1 л.д. 18), ***- ***руб. (т. 1 л.д. 19), ***- ***руб. (т.1 л.д. 20), ***- ***руб. (т. 1 л.д. 21), помещения с кадастровым номером ***по состоянию на 27 апреля 2017 года в размере ***руб. (т. 1 л.д. 22), что подтверждается выписками из ЕГРН.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости ООО "ТРАСТ" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 29 декабря 2016 года. Решением Комиссии от 24 января 2017 года обществу было отказано в удовлетворении данного заявления.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере рыночной, ООО "ТРАСТ" представило в суд отчет оценке N2016/1548, подготовленный ООО "Компания оценки и права".
Определением суда от 20 марта 2017 года по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на дату, на которую установлена их кадастровая стоимость, а также на разрешение экспертов поставлен вопрос о соответствии указанного выше отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Проведение экспертизы поручено ООО "Агентство "Русспромоценка".
Производство судебной экспертизы регламентировано положениями статей 77-79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 31.05.2001 N73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", который определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Согласно статье 41 указанного выше закона судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Согласно выводов судебной оценочной экспертизы отчет об оценке N2016/1578 от 09.12.2016, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Компания оценки и права", требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, не соответствует. Рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: ***.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В заключении судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, их количественные и качественные характеристики, приведены сведения об имущественных правах, обременениях, связанных с объектами исследования, описаны их местоположение, проанализирован сегмент рынка, к которому относятся объекты оценки, а также наиболее эффективное его использование.
Расчет рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного, доходного подходов, обоснован отказ от затратного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
В заключении судебной экспертизы даны ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, учтены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у него соответствующей специальности.
Доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что заключение судебной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, не основаны на доказательствах, письменных возражений относительно неправильности приведенных расчетов в экспертизе либо неверном применении методов или методик экспертизы административными ответчиками не представлено.
Исходя из того, правильность заключения судебной экспертизы административными ответчиками не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено, суд не находит оснований сомневаться в правильности выводов эксперта, проводившего судебную оценочную экспертизу, в связи с чем, с учетом изложенного выше, устанавливает кадастровую стоимость равную рыночной указанных выше нежилых помещений на основании судебной оценочной экспертизы.
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ТРАСТ" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 20 апреля 2016 года кадастровую стоимость в размере рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, проспект Андропова, дом 22, подлежащую применению на период с 20 апреля 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки:
с кадастровым номером ***общей площадью 8,5 кв.м, 1 этаж, помещение XVIII, комната 142 в размере *** рублей;
с кадастровым номером ***общей площадью 8,2 кв.м, 1 этаж, помещение XVIII, комната 141 в размере ***рублей;
с кадастровым номером ***общей площадью 8,4 кв.м, 1 этаж, помещение XVIII, комната 134 в размере ***рублей;
с кадастровым номером ***общей площадью 54,5 кв.м, технический этаж N4, помещение XVIII, комната 4 в размере ***рублей;
с кадастровым номером ***общей площадью 12,8 кв.м, 1 этаж, помещение XVIII, комната 149 в размере *** рублей;
с кадастровым номером ***общей площадью 136 кв.м, технический этаж N4, помещение XVIII, комната 11 в размере ***рублей;
с кадастровым номером ***общей площадью 8,4 кв.м, 1 этаж, помещение XVIII, комната 135 в размере *** рублей;
с кадастровым номером *** общей площадью 95,6 кв.м, технический этаж N4, помещение XVIII, комната 2 в размере ***рублей;
с кадастровым номером ***общей площадью 27 002,5 кв.м, подвал, помещение XVIII, комнаты 1 - 50, 52-54, 70-73, технический этаж, помещение XVIII, комнаты 1,5,8-10, 12,13, 1 этаж, помещение XVIII, комнаты 101-121, 124-132,136, 138-140, 143, 144, 146, 150-159,2 этаж, помещение XVIII, комнаты 1-61 в размере ***рублей.
Установить по состоянию на 27 апреля 2016 года кадастровую стоимость в размере рыночной нежилого помещения с кадастровым номером *** общей площадью 150,6 кв.м технический этаж N4, помещение XVIII, комната 3 в размере *** рублей на период с 27 апреля 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения ООО "ТРАСТ" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является 29 декабря 2016 г.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше нежилых помещений, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.