Решение Московского городского суда от 20 марта 2017 г. N 3а-381/17 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва 20 марта 2017 года.
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Яресько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-381/2017 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "ПРОКОН" о признании незаконным решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, об отказе в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Открытое акционерное общество "ПРОКОН" (далее - ОАО "ПРОКОН", Общество) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 8 декабря 2016 года N51-8456/2016 и от 29 декабря 2016 года N51-11723/2016 об отказе в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование административных исковых требований истец ссылается на то, что, являясь собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1053, 77:09:0004011:6602, 77:09:0004011:6601, расположенных по адресу: г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д.29, стр.4, и оспаривая установленную кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости, 5 декабря 2016 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности нежилых зданий. Однако, уведомлением от 8 декабря 2016 года N51-8456/2016 в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости было отказано со ссылкой на отсутствие заверенной копии правоустанавливающего документа на объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0004010:1055, расположенный по адресу: г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д.29, стр.4. 23 декабря 2016 года истец повторно обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности нежилых зданий. Уведомлением от 29 декабря 2016 года N51-11723/2016 в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости было отказано по мотиву пропуска срока, предусмотренного статей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Административный истец считает отказы в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости зданий незаконными, нарушающими его права и законные интересы как собственника, имеющего право на оспаривание результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО "ПРОКОН" по доверенности - адвокат Нагорнова С.А. административные исковые требования поддержала полностью по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, полагала, что административный истец, 5 декабря 2016 года обращаясь в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росресстра по Москве, представил полный комплект документов. Повторное заявление о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества истец подал в Комиссию в установленный законом срок. Отказ Комиссии в принятии заявлений о пересмотре кадастровой стоимости зданий нарушает права и законные интересы истца, являющегося собственником зданий и плательщиком налога на имущество организаций и имеющего право на оспаривание кадастровой стоимости.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности Сухов Д.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам письменных отзывов на иск, полагал решения Комиссии законными и обоснованными.
Представители заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения заинтересованных о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ОАО "ПРОКОН" подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что ОАО "ПРОКОН" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1053, 77:09:0004011:6602, 77:09:0004011:6601, расположенных по адресу: г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д.29, стр.4
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права собственности (л.д.11-15).
5 декабря 2016 года ОАО "ПРОКОН" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1055, 77:09:0004010:1053.
К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1055, 77:09:0004010:1053 были представлены следующие документы: копия свидетельства о собственности на здание от 19 октября 2012 года N77-АО 334229; копия свидетельства о собственности на здание от 4 ноября 2003 года N77-АБ 442926; копия свидетельства о собственности на здание от 26 ноября 2002 года N77-АБ 000060; копия свидетельства о собственности на здание от 26 ноября 2002 года N77-АБ 000061; копия свидетельства о собственности на здание от 22 октября 2002 года N77-АБ 660848;отчет об оценке N020/16; положительное экспертное заключение N6746; CD-диск, кадастровые справки в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1055, 77:09:0004010:1053.
Уведомлением от 8 декабря 2016 года N 51-8456/2016 Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости сообщила ОАО "ПРОКОН" об отказе в принятии заявления на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, мотивируя тем, что среди представленных документов отсутствует нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на заявленный к пересмотру объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0004010:1055 - здание площадью 3506,2 кв.м, по адресу: г. Москва, Петровско-Разумовский пр., д.29, стр.4. Кроме того, в уведомлении указано, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости фактически приложено свидетельство о государственной регистрации права на помещения площадью 3179,8 кв.м и 326,4 кв.м, расположенные по адресу: г. Москва, Петровско-Разумовский пр., д.29, стр.4.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости) осуществляется в соответствии с данным Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - Порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04 мая 2012 года "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22 февраля 2011 года "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01 июня 2009 года, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 года N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Согласно пункту 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
кадастровый паспорт объекта недвижимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
В соответствии с пунктами 14 и 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 273, при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Как следует из материалов дела и объяснений представителя административного истца 5 декабря 2016 года ОАО "ПРОКОН" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в отношении нежилых зданий 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1055, 77:09:0004010:1053.
Однако секретарем Комиссии в уведомлении об отказе в принятии документов на Комиссию обоснованно указано на то, что к заявлению не приложена копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости - здание общей площадью 3506,2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0004010:1055, расположенное по адресу: г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д.29, стр.4. Вместо указанного документа фактически приложены копии свидетельств о государственной регистрации права в отношении двух нежилых помещений площадью 3179,8 кв.м и 326,4 кв.м, расположенных по тому же адресу.
Утверждения представителя административного истца о том, что указанные два объекта недвижимости площадью 3179,8 кв.м и 326,4 кв.м фактически представляют собой единое здание с кадастровым номером 77:09:0004010:1055, не ставят под сомнение законность оспариваемого решения Комиссии от 8 декабря 2016 года.
Судом установлено, что указанные нежилые помещения площадью 3179,8 кв.м и 326,4 кв.м, расположенные по адресу: г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д.29, стр.4, учтены в государственном кадастре недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0004011:6601 и 77:09:0004011:6602, соответственно.
Истец является собственником помещений с кадастровыми номерами 77:09:0004011:6601 и 77:09:0004011:6602, право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0004010:1055 в ЕГРП не зарегистрировано.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что обращаясь 5 декабря 2016 года в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец представил противоречивую информацию в отношении объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности; в заявлении истец не обосновал заинтересованность в оспаривании кадастровой стоимости, утвержденной в отношении здания с кадастровым номером 77:09:0004010:1055, не указал, что является собственником двух помещений с кадастровыми номерами 77:09:0004011:6601 и 77:09:0004011:6602, находящихся в здании с кадастровым номером 77:09:0004010:1055, что послужило основанием для отказа в принятии документов на комиссию.
При таком положении суд находит законным и обоснованным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 8 декабря 2016 года N51-8456/2016 об отказе ОАО "ПРОКОН" в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Проверяя законность решения Комиссии от 29 декабря 2016 года N51-11723/2016, суд установил, что нежилые здания с кадастровыми номерами 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1053, 77:09:0004010:1055 вошли в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год и последующие налоговые периоды, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Итоги государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N688-ПП. Установленная данным нормативным правовым актом кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2015 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2016 года).
Установленная этим нормативным правовым актом кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года (п.2 Постановления N790-ПП).
Таким образом, результаты предыдущей кадастровой оценки, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП, действовали до 1 января 2017 г.
21 декабря 2016 года в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1053, 77:09:0004011:6602, 77:09:0004011:6601 были внесены новые сведения о кадастровой стоимости, которые подлежат применению к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года.
Вместе с тем в силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, если на дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости у заявителя существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, то заявление о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что на момент обращения в Комиссию утверждены результаты очередной кадастровой оценки.
Согласно положениям главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" ОАО "ПРОКОН" является плательщиком налога на имущество организаций, исходя из кадастровой оценки объекта недвижимого имущества, следовательно, в силу положений абзаца 13 статьи 24.18 Закон об оценочной деятельности вправе обратиться в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, по состоянию на 23 декабря 2016 года, то есть на дату повторного обращения в Комиссию, у административного истца ОАО "ПРОКОН" существовало право на применение результатов такого пересмотра для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение Комиссии об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1053, 77:09:0004011:6602, 77:09:0004011:660, оформленное уведомлением от 29 декабря 2016 года N 51-11723/2016, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО "ПРОКОН".
В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд полагает необходимым обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росресстра по Москве, принять заявление ОАО "ПРОКОН" о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1053, 77:09:0004011:6602, 77:09:0004011:6601, поступившее в Комиссию 23 декабря 2016 года, и рассмотреть его по существу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования открытого акционерного общества "ПРОКОН" о признании незаконными решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, об отказе в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 29 декабря 2016 года N 51-11723/2016 об отказе в принятии к рассмотрению заявления открытого акционерного общества "ПРОКОН" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1053, 77:09:0004011:6602, 77:09:0004011:6601, расположенных по адресу: г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д.29, стр.4, поступившее в Комиссию 23 декабря 2016 года.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росресстра по Москве, принять заявление открытого акционерного общества "ПРОКОН" о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:09:0004010:1069, 77:09:0004010:1059, 77:09:0004010:1053, 77:09:0004011:6602, 77:09:0004011:6601, расположенных по адресу: г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д.29, стр.4, поступившее в Комиссию 23 декабря 2016 года, и рассмотреть его по существу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "ПРОКОН" - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.